Темы: Суббота, Досуг, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вопрос предназначается раву Якову Шубу. Шалом, Рав! Можно ли в шабат собирать пазл? С уважением, Николай
Уважаемый Николай,
Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено складывать в субботу пазл, где части картинки соединяются между собой или складываются в специальную рамку, т.к. это является рисованием — работой, производной от «писания» (котев), одной из 39 работ, запрещенных в субботу.
Суть игры «пазл» заключается в собирании заранее нарисованной картинки или надписи из имеющихся маленьких фрагментов, которые соединяются между собой. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, надо разобрать два вопроса:
Безусловно, в рамках ответа на сайте нет возможности разобрать эти вопросы детально, поэтому ограничимся лишь рассмотрением основных идей.
Рамо (респонс 119) детально разбирает этот вопрос и приходит к заключению, что в субботу разрешено открывать и закрывать такую книгу потому, что соединение и разделение частей букв не считается писанием и стиранием. К такому выводу он приходит на основе гемары в трактате Шабат (104 б), где сказано, что человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом, нарушил запрет Торы. Гемара объясняет: причина в том, что человек написал буквы в субботу и, таким образом, нарушил запрет. А тот факт, что буквы находятся не рядом, не является существенным. А написание двух букв подряд — минимальное «количество» письма, при котором запрет считается нарушенным. Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то нет проблемы в том, чтобы соединять и разъединять их. Еще один довод, который приводит Рамо: все элементы надписи были созданы, соединены и «подготовлены к употреблению» до субботы.
Маген Авраам (340:10) считает, что в субботу нельзя пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это является нарушением запрета котев (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к поверхности рассматривается как писание на поверхности и, соответственно, запрещено. С одной стороны, можно было бы сказать, что этот запрет относиться только к ситуации, когда буква или ее часть была до этого «вырезана» и не находилась ни на какой поверхности. Но если буква или ее часть уже была написана на какой-то поверхности, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться писанием. Ведь у этой буквы есть «своя» поверхность (см. Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64).
Однако некоторые галахические авторитеты не только соглашаются с постановлением Маген Авраама, но и расширяют его, утверждая, что запрещено не только помещать буквы или части букв на поверхность, но и соединять их или помещать в какую-либо рамку независимо от того, есть у них «своя» поверхность или нет (Игрот Моше 1:135).
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Ита Минкина
Гади Поллак
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.