Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу собирать пазл?

Темы: Суббота, Досуг, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра

Отложить Отложено

Шалом! Вопрос предназначается раву Якову Шубу. Шалом, Рав! Можно ли в шабат собирать пазл? С уважением, Николай

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Николай,

Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено складывать в субботу пазл, где части картинки соединяются между собой или складываются в специальную рамку, т.к. это является рисованием — работой, производной от «писания» (котев), одной из 39 работ, запрещенных в субботу.

Суть игры «пазл» заключается в собирании заранее нарисованной картинки или надписи из имеющихся маленьких фрагментов, которые соединяются между собой. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, надо разобрать два вопроса:

  • 1. Относится ли к работе котев составление картинки из имеющихся маленьких фрагментов?
  • 2. Относится ли к работе котев соединение между собой маленьких фрагментов картинки?
  • Безусловно, в рамках ответа на сайте нет возможности разобрать эти вопросы детально, поэтому ограничимся лишь рассмотрением основных идей.

  • 1. Несколько столетий назад величайшие мудрецы того поколения рассматривали подобный вопрос, а именно: разрешено ли открывать и закрывать книгу, на обрезе которой написано её название? Т.е. каждый раз, когда человек открывает и закрывает книгу, буквы на обрезе разделяются на части и вновь соединяются, что можно рассматривать как их стирание и писание.
  • Рамо (респонс 119) детально разбирает этот вопрос и приходит к заключению, что в субботу разрешено открывать и закрывать такую книгу потому, что соединение и разделение частей букв не считается писанием и стиранием. К такому выводу он приходит на основе гемары в трактате Шабат (104 б), где сказано, что человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом, нарушил запрет Торы. Гемара объясняет: причина в том, что человек написал буквы в субботу и, таким образом, нарушил запрет. А тот факт, что буквы находятся не рядом, не является существенным. А написание двух букв подряд — минимальное «количество» письма, при котором запрет считается нарушенным. Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то нет проблемы в том, чтобы соединять и разъединять их. Еще один довод, который приводит Рамо: все элементы надписи были созданы, соединены и «подготовлены к употреблению» до субботы.

  • 2. С этим постановлением согласны также авторы комментариев Таз (340:2) и Приша, которые приводят и другие аргументы в пользу разрешения открывать и закрывать такую книгу. Например: надпись была сделана на обрезе книги, которая изначально предназначена для того, чтобы её постоянно открывали и закрывали. Поэтому это не считается стиранием и писанием так же, как открывание и закрывание двери не считается строительством (Мишна Брура 340:17).
  • 3. Однако другие галахические авторитеты (Маген Авраам, Левуш, Маамар Мордехай 317, Авнэй Нэзэр 210) не согласны с этим выводом. Они отвергают доказательство Рамо из гемары в Шабат, приведенное выше: в Гемаре говорится о том, что нет запрета соединять и разъединять уже написанные буквы, поскольку нарушение запрета котев в субботу заключается в написании букв, а составление слов из уже имеющихся букв не запрещено. Что же касается надписи на обрезе книги, то там речь идет не о составлении слов из букв, а о составлении самих букв, что является нарушением запрета, даже если части буквы были написаны до субботы.
  • 4. Мишна Брура также рассматривает этот вопрос и приходит к заключению: изначально не следует писать буквы на обрезе книги. А если надпись все-таки была сделана, открывать такую книгу разрешено, только если нет другой книги. Хазон Иш (61:2) опровергает доводы тех, кто разрешает открывать такие книги.
  • 5. Что же касается вопроса о пазле, то здесь больше оснований для запрета: в отличие от открывания и закрывания книги, где человек не заинтересован в появлении надписи, здесь основной целью является именно составление картинки.
  • 6. Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, является ли соединение между собой маленьких фрагментов картинки нарушением запрета писать.
  • Маген Авраам (340:10) считает, что в субботу нельзя пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это является нарушением запрета котев (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к поверхности рассматривается как писание на поверхности и, соответственно, запрещено. С одной стороны, можно было бы сказать, что этот запрет относиться только к ситуации, когда буква или ее часть была до этого «вырезана» и не находилась ни на какой поверхности. Но если буква или ее часть уже была написана на какой-то поверхности, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться писанием. Ведь у этой буквы есть «своя» поверхность (см. Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64).

    Однако некоторые галахические авторитеты не только соглашаются с постановлением Маген Авраама, но и расширяют его, утверждая, что запрещено не только помещать буквы или части букв на поверхность, но и соединять их или помещать в какую-либо рамку независимо от того, есть у них «своя» поверхность или нет (Игрот Моше 1:135).

  • 7. По этим причинам многие современные галахические авторитеты запрещают собирать в субботу пазл, в котором части картинки соединяются между собой (Шмират Шабат кэ-Илхата 16:23, Орхот Шабат 15:14, Мегилат Сефер 18:4—5).
  • С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.