Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я соблюдаю, но уже начинает немного надоедать…

Темы: Смысл жизни, Тшува, Ашер Кушнир, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Мы с женой соблюдаем кашрут и субботу. Я молюсь три раза в день, хожу на урок по Торе. Откровенно говоря, все как-то суховато получается и уже начинает немного надоедать. Что делать?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Вы поднимаете очень важный вопрос. Он касается любого еврея, который делает первые шаги в еврейской жизни. Ведь приход к еврейскому всегда сопровождается волной энтузиазма и воодушевления. А что может произойти после этого?

Чтобы ответить на непростой вопрос, как исполнение мицвот может «надоесть» и как стать «суховатым», попробуем присмотреться к… Абраше. Вначале к тому, что привело его к еврейской вере, а затем к тому, как он по этой вере живет.

По какой причине Абраша стал религиозным?

Абраша — религиозный еврей. Таковым он себя, по крайней мере, считает. Но когда его спросили, почему он стал религиозным, наш герой искренне задумался: «Да-а, как-то раньше я никогда себе этот вопрос четко и ясно не задавал…».

А если бы Абраша спросил себя об этом, то разглядел бы, что, как правило, за отсутствием осознанного понимания причины прихода к иудаизму стоит бессознательный расчет, какая-то надежда. Какая? У каждого — своя.

Кто-то надеялся, что после присоединения к «религиозной жизни» каким-то мистическим образом все его личные проблемы исчезнут.

Кто-то по ошибке полагал, что у евреев там, в конце всего этого процесса «возвращения к тшуве», — что-то дают.

Кто-то разочаровался в других религиях и теперь решил опробовать свою, еврейскую.

Кто-то видел в своей религиозности присоединение к таинственному ореолу всесилия евреев, тому самому, который, кроме как в фантазиях антисемитов, нигде в реальности не существует.

Кто-то просто примкнул из патриотических, национальных чувств.

Кто-то и вовсе — на базе страхов, порожденных собственной нездоровой психикой.

Список длинный, но общий знаменатель один: ими двигал какой-то конкретный интерес, как правило, «чужой, посторонний» иудаизму как таковому.

То есть, Абраша стал религиозным, но по причинам не религиозным. Не осознание реальности Творца и себя как Творения, не желание приблизиться к святости и удостоиться Грядущего Мира двигало Абрашей, а более приземленный интерес.

О Б-ге Абраша вообще не думал; о мире думал много, но не о Грядущем, а о нашем, земном и приземленном; мицвот исполнял, но так, чтобы об этом все знали и оценили; учиться учился, но в основном, чтобы быть «в курсе дела»…

Вот такая «еврейская жизнь» неизбежно приведет к тому, что когда Абраша столкнется с первыми трудностями и разочарованиями, то постепенно все начнет «надоедать»…

А как Абраша живет еврейской жизнью?

Когда Абраша начал жить по-еврейски, то вначале все шло хорошо: учеба, соблюдение мицвот. Со временем даже купил шляпу и приобрел уважаемый религиозный вид. Одного только Абраша не приобрел и даже не пытался — построить свой внутренний еврейский духовный мир.

Абраша родился в современную эпоху. В эру суеты и погони за суетой. В эпоху, где все бегут, стараясь на ходу что-то ухватить, показать себя, произвести впечатление. Это мир поверхностный, где все приблизительно, все размыто и все скороспело. При таких условиях человеку достаточно тяжело остановить стремительный бег жизни и попытаться по-настоящему воспринять что-то новое, которое для этого нужно глубоко переварить, как следует обдумать. Без этой напряженной духовной работы, все, увы, остается где-то снаружи и ничто из воспринятого нового не попадает «внутрь».

А для чего нам это «напряжение»?

Заметьте, что почти каждый новый этап жизни начинается с воодушевления, даже очарования, а потом быстро сменяется разочарованием. Абраша начал учиться, и перед ним вдруг раскрылся новый невиданный мир Торы. Встречи с религиозными людьми, проведенные в кругу их семьи субботы — повеяли свежестью и произвели глубочайшее впечатление. Абраша — на седьмом небе, эйфория. Но… постепенно и незаметно кое-что стало повторяться, учеба пошла более сложная, стали замечаться недостатки, обилие обязанностей начало чуть-чуть «давить». Перенапрягаться в учебе тоже не так уж и хочется… Как результат — ощущение, что учеба «суха» и что «все начинает немного надоедать». Что кроется за подобным явлением?

Не входя во всю глубину поставленного вопроса, скажем, что постижение нового в мире Творец сотворил по одной схеме. Вначале новизна порождает в человеке остроту ощущения, а через некоторое время она его покидает. То есть, Творец вначале дает новизну как подарок, а потом забирает. Для чего? После того, как искусственное вдохновение даст начальный толчок, отсюда и дальше мы должны продолжить начатое уже своими силами. Теперь наша основная задача — сберечь и развить первоначальное воодушевление, сделать его частью себя, не опустить руки. Поэтому любой успех, в конечном итоге, может прийти только благодаря нашим собственным усилиям.

Что же делать? Где приложить усилия?

Тора обязывает каждого еврея выстроить свой внутренний мир. Без этой духовной работы невозможно жить полноценной еврейской жизнью. Там внутри, крепко и глубоко, должны храниться основы и принципы этой жизни, ее цели и средства, ее форма и содержание, чувства и ощущения, переживания и сочувствие, жалость и милосердие, страх и любовь. А если Абраша не будет стремиться построить его, то неизбежно, со временем, все ему покажется «сухо»… Что же конкретно предпринять?

· Никогда не поздно приостановиться и заново прояснить для себя основы и суть иудаизма. Спросить себя, искренне и откровенно, действительно ли я ищу Истину? Действительно ли хочу близости с Б-гом? Осознаю ли я цель своего пребывания в этом мире? Я действительно верю? Я хочу передать все еврейское наследие моим детям? И много других вопросов.

· Для того чтобы построить свой внутренний мир, надо обязательно выделить время, чтобы быть наедине с собой. И, хотя это не так просто, — можно постепенно, постепенно приучить себя к минутам уединения. Тогда можно обдумать изученное, пережить услышанное, переварить прочитанное. Тогда появится шанс, что воодушевление новизной не исчезнет бесследно, а перейдет в устойчивое «горение» и дойдет до самого сердца.

Вот так, постепенно строя свой внутренний мир, и получится жить полной еврейской, духовной жизнью. Вот такая жизнь обогатит душу, принесет радость, гармонию и удовлетворение.

Чтобы стать религиозным евреем, надо дотошно исследовать основные вопросы нашей жизни. И когда станет понятен смысл и ясна цель, когда соблюдение мицвот и изучение Торы будут осознанными, вот тогда никакие трудности не «утомят» Абрашу по дороге к Цели и ничто вдруг, в один прекрасный день, не «надоест»!

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.