Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем был грех царя Шауля перед гивонитянами?

Темы: Танах, Давид, Шауль, Смертная казнь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом!! Вторая книга пророка Шмуэля 21:1 упоминает о грехе царя Шаула по отношению к Гивонитянам, но из текста Танаха нигде не видно, что царь Шаул истреблял Гивонитян. Может быть, Вы знаете, есть ли упоминание об этом грехе в Устной Торе?

Царь Давид выдаёт на расправу Гивонитянам «двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армония и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (Вторая книга пророка Шмуэля 21:8—9).

Внешне это выглядит так: царь Давид избавляется под надуманным предлогом от потенциальных претендентов на трон, лишая жизни двух братьев и 5 племянников (одновременно приёмных детей) своей жены Михаль.

Это ещё не всё: ведь Давид клялся царю Шаулю никогда не лишать жизни никого из его потомков (первая книга пророка Шмуэля 24:20-22): «А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Г-сподом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление». .Почему он преступил свою клятву? Легитимен ли в еврейском законе обычай кровной мести (пример: случай с Гивонитянами). D.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый D.!

Вы затронули очень интересную тему, даже несколько. Попробуем разобрать их по порядку:

1. Мудрецы в трактате Йевамот и в Мидраше объяснили, в чем состояло преступление Шауля перед гивонитянами. Нов — город коэнов — являлся для них источником пропитания, так как они не имели надела в Земле Израиля и зарабатывали тем, что обслуживали население Нова. Когда царь Шауль казнил жителей города по ложному навету, гивонитяне потеряли работу. Мудрецы приравнивают потерю источника заработка к смерти, поэтому поступок Шауля был расценен как убийство. Кроме того, Иерусалимский Талмуд в трактате Санхедрин добавляет, что помимо коэнов города Нов, которых обвиняли в укрывательстве Давида, были убиты семеро гивонитян.

2. Если бы Давид действительно, упаси Б-г, пытался избавиться от претендентов на престол, ему в первую очередь стоило бы обратить внимание на потомков Йонатана (который предположительно был наследником престола после Шауля), чего он и не подумал сделать. Более того, там же сказано, что он очень не хотел, чтобы выбор пал на Мефивошета. Кстати, именно эти дети Шауля были выбраны, так как на них указал Арон а-Кодеш. Эта проверка уже применялась в народе Израиля в особых случаях, например, когда нужно было выявить мародеров во время завоевания Земли Израиля — подозреваемых проводили перед ковчегом, и тот, кто был виновен, подойдя, не мог двигаться некоторое время. Некоторые комментаторы добавляют, что, во-первых, эти дети Шауля лично участвовали в казни невинных жителей Нова, и, во-вторых, заслуживали смерти по другим причинам, неведомым суду.

3. О клятве Давида можно сказать просто — он клялся не истреблять все потомство Шауля. Комментаторы говорят, что хотя Шауль требовал от Давида двух клятв — 1) «что ты не истребишь потомства моего после меня» и 2) «не уничтожишь имени моего из дома отца моего», тот принял на себя только последнюю. Малбим утверждает, что даже в этом объяснении нет необходимости — ведь Давид лично не трогал детей Шауля, а лишь позволил сделать это гивонитянам. Стоит добавить: вся история в любом случае выглядит странно. Если не знать, что, во-первых, сам Всевышний велел Давиду так поступить, а во-вторых, по некоторым мнениям, в особых случаях у царя есть право казнить людей, которые виновны, но не заслуживают казни по суду (см. п. 2), — чтобы не допустить осквернения имени Всевышнего. Ведь претензии гивонитян были справедливы, и евреи не могли их просто прогнать.

4. Случившееся не вписывается в рамки обычной кровной мести, ведь здесь все же не шла речь о конкретных родственниках непосредственно убитых кем-то людей. Наоборот, тут же сам пророк подчеркивает, что гивонитяне проявили свою жестокую сущность, не пожелав никаких компенсаций, а только крови. Их попытка соединиться с еврейским народом, таким образом, была обречена на неудачу: дети Авраама должны быть милосердны.

Однако Тора допускает кровную месть в случае убийства — ближайшие родственники убитого действительно могут расправиться с убийцей. Разумеется, вина его должна быть доказана. На это существуют различные ограничения, самым известным из которых является наличие городов-убежищ. Если убийство было совершено не злонамеренно, а вследствие преступной халатности, убийце позволяется укрыться в одном из этих городов от мести родственников погибшего, которым не разрешается входить в этот город. Это отдельная большая тема…

С уважением, Овадья Климовский

Читайте обзор по теме Грех и наказание

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.