Темы: Ог, Ноах, Потоп, Овадья Климовский, Заслуги, Великаны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Я возвращаюсь опять к старой теме(простите за назойливость). За какие заслуги спасся Ог? Почему только он один? А если спасся, то как они могли быть потомки от «нормальных» людей? А артикль «а» разве не может быть понят, как уцелевший в этой войне? С уважением, Николай.
Шалом, уважаемый Николай!
Вы задаете верный вопрос, с одной стороны — ведь должен же быть какой-то смысл в том, чтобы спасти одного из тех, кто по сути был приговорен. Однако есть и вторая сторона вопроса — иногда человек может быть спасен вовсе не из-за собственных заслуг, а лишь потому, что ему отведена определенная роль в каких-то событиях, запланированных Творцом. О планах Всевышнего мы, разумеется, ничего не можем знать, но на примере Ога можем увидеть, что у каждого человека есть свой час. Огу выпала честь быть тем, кто сообщит Аврааму о пленении Лота, а в дальнейшем он, как это ни парадоксально, способствовал увеличению надела Израиля. Ведь если бы он не развязал войну против еврейского народа, проходившего неподалеку от его страны, его территория не была бы завоевана Моше. Кроме того, из комментария-перевода Йонатана бен Узиэля к главе Лех леха (Берешит 14:13), выходит, что Ог был спасен от потопа для того, чтобы последующие поколения увидели, сколь велико могущество Творца — каких великанов Ему удалось стереть с лица земли, когда их поведение перешло всяческие границы. Эта причина необязательно должна исключать наши предположения, однако ее уже достаточно для спасения Ога и без дополнительных причин.
Возвращаясь к первому варианту ответа, стоит заметить, что и полностью отрицать возможность, что у него была какая-то заслуга, мы не имеем права — только на основании того, что нам о ней неизвестно…
Ваш вопрос о потомках, признаться, неясен. Все человечество, как видно из Торы, произошло от Ноаха.
Артикль «“а”» может означать как раз намек на то, что уцелевший и бежавший с войны человек был не одним из многих других спасшихся, а особенным — спасшимся от Потопа.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Гади Поллак
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.