Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно темное время суток называют «светом» следующего дня?

Темы: Рав Реувен Куклин, Еврейский календарь, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Здравствуйте. Иногда, когда вечером спрашиваешь кого-то, какой сегодня день, в ответ слышишь: ор ле йом шени (шлиши, хамиши и т.д. — буквально «свет второго дня, третьего, пятого»), т.е. называют следующий день. Поясните, пожалуйста, с какого именно момента наступает этот ор ле йом…: с захода солнца или с выхода звезд? И откуда вообще пошло столь странное выражение, что именно темное время суток называют светом следующего дня? Почему именно светом, а не началом? Орит

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Орит,

Вы задаёте интересный вопрос.

Когда говорят ор лэ-йом шени, имеют в виду ночь накануне второго дня (понедельника). Источник этого выражения — в Мишне, в трактате Псахим: Ор лэ-арбаа-асар бодким эт а-хамец — «Ночью накануне 14-го нисана проверяют, (не осталось ли) квасного».

Талмуд объясняет, что мишна называет ночь словом ор — «свет», следуя правилу всегда выбирать наиболее мягкое выражение из возможных. Это правило выводится из различных стихов Танаха. Один из таких стихов — в недельной главе Ноах. Там сказано, что Творец повелел Ноаху взять в ковчег «…из скота чистого и из скота нечистого» (Берешит, 7, 8). Почему Тора, которая всегда очень лаконична в словах и «экономит» не только каждое слово, но и каждую букву, выражается так просторно — ашер эйнэна тэора («который не является чистым»), а не называет просто — тмэа (букв. «скверный»)? Этим Тора показывает, насколько важно воздерживаться от слов, у которых есть хоть сколько-нибудь грубый или негативный оттенок. Поэтому Мишна предпочла назвать ночь словом ор — чтобы избежать использования слова лайла («ночь»), которое говорит о недостатке или отсутствии света.

У мудрецов принято тяжёлые, печальные вещи называть противоположным термином. Такое наименование называется лшон саги наор: если говорят о слепом, употребляют выражение саги наор — в переводе с арамейского «(тот, у кого) много света».

Мудрецы говорят: существует сомнение, когда в точности наступает ночь и, соответственно, новый день. Но известно, что он наступает в период между закатом солнца и выходом звёзд. Таким образом, ор лэ- наступает между закатом солнца и выходом звёзд, но точное время его наступления неизвестно.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.