Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда учат, что еврейство устанавливается по матери?

Темы: Смешанный брак, Овадья Климовский, Определение еврейства по матери

Отложить Отложено

Я очень прошу ответить на мой вопрос. Обоснование еврейства по матери выводится из 3 и 4 пасуков (стихов) главы Ваэтханан книги Дварим. Выводится оно на основании того, что «он (зять-нееврей) уведет сына твоего (внука) от Творца», а о невестке-нееврейке ничего не сказано. Отсюда делается вывод, что ее дети вообще не являются евреями, поэтому нечего о них и говорить.

Но почему из этого же факта нельзя сделать совершенно противоположный вывод, что об этих внуках просто нечего беспокоиться, поскольку невестка-нееврейка, пришедшая в еврейскую семью, вынуждена будет воспитывать сына евреем и ничего не сможет сделать против той семьи, в которую пришла?

А вот дочь-еврейка, попавшая в гойскую семью, тоже не сможет пойти против тех, с кем она теперь живет, и вынуждена будет принять обычаи мужа и воспитывать детей как гоев. Т.е. получается, что из тех же самых пасуков можно сделать прямо противоположные выводы. Мой друг задал мне этот вопрос, и я не смогла ответить. И еще. Кто конкретно записал Талмуд, и когда и почему прекратили добавлять в него?

Ася

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Ася! Спасибо за целых два очень интересных вопроса.

1. Для начала давайте внимательно перечитаем слова мудрецов, которые привел Раши в комментарии к упомянутому Вами стиху (это рассуждение приведено в нескольких трактатах Талмуда): «Твой сын, рожденный еврейкой, называется твой сын, а рожденный нееврейкой — называется ее сын». То есть, вывод был сделан, в основном, не из того, что о ее детях не говорится, а из того, что дети еврейки, даже рожденные нееврейскому мужу, подчеркнуто именуются «твои дети». На основании этого и на основании умолчания о втором варианте делается вывод: только дети еврейки называются евреями. Если следовать логике Вашего знакомого, то Тора неверно назвала внука еврея от нееврейского зятя — «твой сын». Поэтому приходится признать его трактовку ошибочной.

Дело в том, что Тора призвана научить нас, а не оставить в неведении, и рассчитана на то, что те законы, которые не написаны в ней прямым текстом, будут переданы устно или их можно будет логически вывести из написанного. Поскольку (допустим даже) этот стих допускает две трактовки, необходимо выбрать одну из них, причем в правилах изучения Торы должно быть указание, какой именно вариант следует выбрать в данном случае. Что мы и показали в предыдущем абзаце.

Помимо этого, объясняя какой-либо отрывок из Торы, Письменной или Устной, мы должны проверить не только логичность объяснения применительно к данному контексту, но и то, насколько это объяснение «работает» и в остальных ее частях. И если где-либо наше объяснение вступит в противоречие с известными (или уже доказанными) положениями, придется признать его ошибочным.

В нашем случае трудно было бы сопоставить альтернативное объяснение с историей, рассказанной в книге Ваикра (24:10). Сын Шломит бат-Диври, которого Тора называет «сын египтянина» (но не «египтянин», как, заметим, следовало бы его назвать в соответствии с альтернативным объяснением) поссорился с евреем «с обеих сторон» и проклял, не про нас будь сказано, Всевышнего. Если он не был евреем по Галахе, то непонятно, что он делал в стане Израиля, и, тем более, как мог претендовать на принадлежность к колену Дана (из-за чего, по преданию, и разгорелся спор).

Возможно, это покажется лишним, однако добавим: вопрос, по отцу или по матери передается еврейство, вряд ли так малозначим, чтобы мудрецы не занимались им в течение сотен лет после получения Торы. Логичнее предположить, что однозначная устная традиция на этот счет существовала всегда, мудрецы же лишь искали в Письменной Торе намек на уже известный закон.

2. Гмара была окончательно отредактирована равом Аши и Равиной, представителями последнего поколения амораим (мудрецов Талмуда). Кое-какие добавления внес Раба Тосфа, ученик рава Аши, на основании высказываний последнего. Савораим, мудрецы эпохи, следующей за эпохой амораим, привели текст в более удобный для изучения вид, но никаких принципиальных изменений в него не внесли, тем более этого никто не делал впоследствии.

Рамбам в предисловии к Йад а-Хазака пишет, что «мудрецы тех поколений согласились с постановлениями Вавилонской Гмары», поэтому она стала непреложным источником Закона.

По словам рава Йосефа Каро (в его знаменитом комментарии Кесэф Мишнэ на эту книгу Рамбама, Законы о неподчиняющихся, 2:1), мудрецы еще со времен завершения Мишны решили, что слова мудрецов предыдущих поколений не должны оспариваться мудрецами следующих поколений. Такое же решение было принято после завершения Талмуда: никто не имеет права спорить с ним. Простое объяснение этому может быть таково: амораим проделали такую фундаментальную работу по уточнению и систематизации Закона, что никто впоследствии уже не мог оспаривать их выводы. (См. об этом в замечательной книге рава Моше Пантелята «От Синая до наших дней» ).

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему определение еврейства устанавливается по матери?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.