Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто установил законы праздников?

Темы: Суббота, Праздники, Йом тов, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Зачем мудрецы установили законы йом-това такие же, как и у шаббата, только можно зажигать огонь через свечку, почему так? М.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый М.,

Все йомим-товим (праздники) — Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шемини Ацерет — из Торы. Все они перечислены, в частности, в книге Ваикра (23). Там же (стих 7) Тора запрещает совершать работу в эти дни. Только празднование второго праздничного дня (в диаспоре) установлено мудрецами. Ханука и Пурим также установлены мудрецами, но в эти дни нет запрета совершать работу.

Вы совершенно верно заметили, что в праздники (кроме Йом Кипура), в отличие от субботы, можно зажигать огонь от существующего огня. Это не единственное различие между законами субботы и праздника. И эти различия также — из Торы. В стихе Шмот 12:16 сказано: «…никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это (можно) делать вам». То есть Тора говорит, что в праздник запрещены не все работы, запрещённые в субботу: есть исключение — «то, что в пищу для всякой души». Что же входит в понятие «пища для всякой души»? Кицур Шулхан Орух (гл. 98, раздел 1) говорит следующее:

Всякую работу, которую запрещено выполнять в субботу, запрещено выполнять также в праздник. И то, что в субботу запрещено делать даже нееврею для еврея, запрещено и в праздник. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в субботу, так же и в праздник. И единственное различие между субботой и праздником — разрешение готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас». Имеется в виду замешивание теста, выпечка, шхита (убой скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их в общественном владении в праздник разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности. Так выучили от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы, благословенной памяти: «Из-за того, что разрешено переносить вещи, чтобы приготовить еду, разрешено это и не только для того, чтобы приготовить еду, но и для другой нужды».

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Что можно нееврею делать для еврея в субботу?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.