Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каково отношение иудеев к Ироду?

Темы: Коэн, Храм, Еврейская история, Овадья Климовский, Ирод

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, у меня есть вопросы. Спасибо.

1. Каково отношение иудеев к Киру?

2. Каково отношение иудеев к Ироду?

3. Как я понимаю, первосвященникам было можно посмотреть на ковчег один раз в год. Наверное, это была ко всему прочему большая честь? Их потомки есть в наше время. Интересно, им сопутствует какое-то благословение, в счет заслуг предков (быть первосвященником)? Спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

1. Кир, надо полагать, это Кореш — персидский царь, разрешивший евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм. Разумеется, иудеи благодарны ему. К тому же, по преданию, он является одним из нееврейских царей, помазанных на царство еврейскими пророками, и Ишайя так и говорит о нем — машиах. В данном случае, конечно, это слово означает не более чем просто «помазанный царь». Однако интересно, что, хотя он всячески поощрял возрождение Иудейского Храма, мудрецы усмотрели в словах пророка о нем некий упрек — мол, он должен был не говорить «кто хочет, пусть идет», а сам направить евреев. Из этого можно понять, что евреи очень высоко ценили Кореша, так как остальным царям можно было сказать спасибо уже только за то, что не третировали иудеев. Или третировали, но не изгоняли. Или за то, что изгнали, а не казнили…

2. Ирод — очень непростая фигура в еврейской истории. По преданию, приведенному в начале трактата Бава Батра, он, хотя и был идумейским вельможей, с точки зрения Галахи имел статус кнаанейского раба. Опасаясь, что из-за этого мудрецы станут чинить ему препятствия, он, захватив иудейский трон, жестоко расправился со многими из них. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не мудрец Йеуда бен Бава. Этот мудрец сидел в темнице, ослепленный по приказу Ирода. Царь посетил темницу и под видом соседа-заключенного начал всячески подстрекать мудреца к бунту или хотя бы к осуждению царя (то есть его же самого, Ирода). Рабби не поддался на провокацию и даже отказался проклясть «ненавистного воцарившегося раба». Тогда Ирод открылся ему и с сожалением сказал: «Если бы я знал, как осторожны мудрецы, я бы не сделал того, что сделал». Неизвестно, раскаяние ли шевельнулось в этой жестокой душе или у него были какие-то еще соображения, но Ирод попросил у мудреца совета, как исправить содеянное. Рабби посоветовал реставрировать Храм, и Ирод так и поступил. Известный, как любитель больших строек, он и здесь проявил свои способности — Храмовая гора была искусственно увеличена вдвое, а Храм был отстроен заново в былом великолепии, и, что немаловажно, в полном соответствии с указаниями мудрецов. Гмара сообщает, что из-за этого у него были большие неприятности с римскими властями, которые поддерживали его царство. Однако большим героем из-за этого никто Ирода не считает — так или иначе, он не имел никакого права называться царем и управлять еврейским народом.

3. Вы совершенно правы, это большая честь, но удостаивались ее люди вследствие своего происхождения — как коэны, потомки Аарона. Большинство первосвященников во времена Второго Храма не были людьми действительно достойными этой должности, а получали ее нечестными путями. Так что никаких заслуг они не могли передать своим детям. Заслуги отцов — это добрые дела отцов и их величие в Учении, независимо от происхождения.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Так говорит Кореш, царь Персидский…

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.