Темы: Раскаяние, Прощение, Моше Гекрайтер, Отношения между людьми, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины,
У меня очень тяжёлый вопрос. Много лет назад я взял у какого-то человека вещь (можно сказать, что украл) без его разрешения и знаю, что этот человек очень мучился, не находя эту вещь. В последнее время я очень изменился и, в том числе, отдал эту вещь незаметно этому человеку. Конечно, я очень переживаю, что взял (украл) вещь у этого человека. Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся? Сказать ему об этом ужасно стыдно.
С уважением, Е.М.
Уважаемый Е.М.!
Ваш вопрос заставляет ещё раз вспомнить, как важно нам всем обдумывать свои поступки и слова, сколько боли и вреда они могут принести тем, кто нас окружает и как тяжело исправить уже совершённое. Вы пишете, что пострадавший человек очень мучился. Поэтому, несмотря на то, что Вы вернули украденную вещь, нужно получить его прощение.
Известно мнение основоположника учения Мусар (учения о самосовершенствовании) Рава Исраэля Салантера, что если для того, чтобы получить прощение, нужно причинить боль тому, у кого просят, или, тем более, стыд, делать этого нельзя. Т.е., возможно, пострадавшему, будет неприятно или неудобно, если Вы расскажете ему обо всём и попросите прощения лично. Поэтому в Вашей ситуации можно послать надёжного человека, который, не называя Вашего имени, попросит прощения.
Например, в такой форме: «Я знаю человека, укравшего у тебя эту вещь. Ему очень больно за этот поступок, он искренне раскаялся и просит от всего сердца, чтобы ты его простил».
Если нет такого человека, то просто напишите сами письмо в искренней форме, не подписывая имени, можете попросить послать ответ на какой-то почтовый ящик, хотя это нужно только для Вашего успокоения. Главное, напишите подробно о Вашем чистосердечном раскаянии, о том, как Вам больно и неприятно то, что Ваш поступок причинил ему такое мучение. Искренне желаю Вам удачи.
С уважением,
Моше Гекрайтер
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Редакция Толдот
Рав Михаэль Солганик
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Гади Поллак
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.