Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как звучала музыка в Храме?

Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Теилим, Левиты, Музыка

Отложить Отложено

Шалом!Где я могу узнать о ходе служения в Храме, точнее, о прославлении Всевышнего в псалмах, каким образом это происходило? В книге Тигилим мы читаем, как царь Давид призывал народ возносить Славу Всевышнему на цимбалах, киннорах, небелях… Но это же просто хаос получается? Или стоит верить Иосифу Флавию, когда он пишет, что это была величайшая гармония, состоящая из арфоподбных инструментов и певческих голосов Левитов, которые обучались не менее 5 лет… Тода раба!

С Уважением, Никита, Кемерово

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Никита,

В книге Тэилим (150) сказано: «Алелуйа. Хвалите Б-га в святилище Его, хвалите Его в небесах мощных. Хвалите Его за могущественные (деяния) Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его звуком шофара, хвалите Его арфой и киннором. Хвалите его тимпаном и танцем, хвалите его мэйнами (струнными инструментами) и свирелью. Хвалите его цимбалами звенящими, хвалите его цимбалами громогласными. Всякая душа (человеческая) да хвалит Господа. Алелуйа!». Согласно простому пониманию текста, царь Давид обращается ко всем по отдельности, говоря, что каждому следует возвышать и славить Творца по мере его способностей и склонностей: кому — играя на арфе, кому — играя на скрипке, а кому — играя на трубе. Тут вовсе не имеется в виду прославление Творца в Храме или прославление Творца с помощью всех этих инструментов одновременно. Речь идёт о том, чтобы каждый прославлял Творца там, где он находится. Если каждый человек у себя будет играть на одном из этих инструментов, хаоса не возникнет.

По мнению же Алшиха, речь здесь идёт об игре на всех этих инструментах поочерёдно. Каждый инструмент начинает играть после того, как закончил предыдущий. Алших объясняет: именно поэтому инструменты в псалме перечислены в порядке возрастания их громкости. Красиво начать прославление тихими инструментами и продолжить всё более громкими.

Что касается «оркестра» различных инструментов в Храме, игра которого сопровождала пение Левитов. Несомненно, все эти инструменты создавали чудесную гармонию. И там были не только инструменты, подобные арфам, но и духовые, как пишет РаМБаМ (Ильхот Клей а-Микдаш — Законы, касающиеся храмовой утвари 3, 4). В предисловии к книге Пеат а-Шульхан сообщается, что Виленский Гаон знал мелодии, которые пели левиты в Храме, и даже «показал» некоторые из них своим ученикам и пояснил их. Виленский Гаон сказал им также: мелодии эти настолько возвышенны, что с их помощью можно было бы даже воскрешать мёртвых.

То, что левиты должны были учиться 5 лет, прежде чем начать петь и играть на музыкальных инструментах в Храме, также верно. Об этом пишет РаМБаМ (там же, 7), опираясь на сказанное в Талмуде.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Музыка и Храм

Хард-техно — некошерная музыка?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.