Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так сколько всё-таки было Израилевых колен?

Темы: Коэн, Земля Израиля, 12 колен Израиля, Левиты, Овадья Климовский, Санхерив

Отложить Отложено

Шалом Аллейхем! Расскажите, так сколько все-таки колен Израилевых было? 12 или 13 (или больше)? И откуда такие разночтения? И почему сегодня только 2 колена полностью идентифицированы — левиты и коэны? Где же все-таки остальные колена?

Отвечает рав Овадья Климовский

Алейхем шалом!

Колен Израиля было 12 — по числу сыновей Яакова. Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен, первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели — Йосефу. Поэтому его сыновья — Эфраим и Менаше — стали родоначальниками двух колен. Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника. Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела. То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана, то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами — Эфраим и Менаше отдельно.

Что же касается второй части Вашего вопроса: нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен. Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина. На сегодняшний день действительно в основном идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то — получение трумот и десятин, вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям. Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают. Что их отец происходит по мужской линии от царя Давида. По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.

Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя гиюр для полной уверенности.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Иудаизм и генеалогия

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.