Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем антихи отличается от мульяра?

Темы: Суббота, Мишна, Рав Бенцион Зильбер, Варка

Отложить Отложено

Шалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Евгений!

О Вашем вопросе. Мишна говорит, что из мульяр можно пить в субботу, а из антихи нельзя. Конструкция антихи подразумевает две полости: в нижней находятся угли, в верхней — вода. Написано, что из антихи нельзя пить, даже если убрали угли.

Вы задаёте интересный вопрос. По мнению Раши, нельзя пользоваться водой из антихи, даже если из неё убрали угли ещё до наступления субботы. Вопрос — почему? Ведь в предыдущих мишнаёт написано, что если еда сварена, если печь груфа (т.е. из неё убрали угли) или ктума (на угли посыпали пепел), еду можно оставлять на печи (например, на печке танур).

По мнению Хананьи, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай — и даже если не убрали угли, еду можно оставлять на огне. Так почему же запрещено пользоваться водой из антихи? Как объясняют по Раши, в антихи сохраняется много жара. Это уже похоже на атмана — заворачивание (кастрюли), которое добавляет жар.

Чем это отличается от ситуации, когда кастрюлю ставят в пятницу на печь? Ведь печь тоже добавляет жар? Когда кастрюля стоит на печи, то печь — отдельно, а кастрюля — отдельно, они не соединены друг с другом. Это не похоже на заворачивание кастрюли. Если же жар (угли) находится в самой кастрюле, это похоже на заворачивание. Поэтому запрещено пить воду из антихи, даже если в ней оставили воду в пятницу и даже если убрали угли.

По мнению Тосафот (они как раз задают вопрос, чем отличается ситуация с антихи от ситуации, когда еду или воду оставляют на печке), пользоваться водой из антихи можно. Нельзя лить эту горячую воду из антихи в холодное вино. Вода в антихи достаточно горячая (и это может сварить вино).

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Шаббат — Еврейская Суббота

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.