Темы: Потомство, Рав Ицхак Зильбер, Яаков, Авраам, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня возник вопрос по Бэрэшит 32, 13. Яков говорит Б-гу — Ты обещал, что потомство твое будет как песок моря. Когда Йаакову Вс-вышн-й такое благословение дал? Ведь в Бэрэшис 28,14 Он сказал: И будет потомство твое как прах земли? Объясните, бэвакаша.
Йааков, Москва
Шалом, уважаемый Йааков!
Вы правильно подметили, что изменение сравнения требует объяснения. Даже если Тора использует, казалось бы, поэтический слог, её выражения абсолютно точны. Авраам, Ицхак и Яаков, предваряя еврейскую историю, прошли этапы, когда окружающие относились к ним по-разному. Авраама бросали в печь в одной стране, а в другой чрезвычайно почитали, именуя «князем Б-га». Ицхак пережил множество нападок недругов, но, в конце концов, они сами пришли просить заключить с ними мир. Яакову пришлось закончить свои дни на чужбине…
Вот что пишет по этому поводу рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, в своей книге «Беседы о Торе»:
Б-г говорит Авраhаму: «Сделаю потомство твое, как прах земной». А в другом месте в Торе сказано: «как звезды в небе», «как песок на морском берегу». Смысл одинаков — потомство будет многочисленным, но сравнения разные. Почему?
Очевидно, речь идет о разных периодах. Бывали времена (например, в правление царей Шломо, Йошафата, Узияhу), когда евреи процветали, когда народы восхищались жизнью евреев и учились у них, когда они были, «как звезды небесные», дающие свет.
Бывали времена, когда евреям сравнительно недурно жилось в изгнании. Правда, евреев не любили, во многом ограничивали, замышляли против них злые козни, но невидимая рука не допускала осуществления коварных планов. Так морские волны набегают на песок, но каждый раз откатываются обратно.
Самые страшные времена — когда евреев топчут, как землю, как «прах земной», когда евреев уничтожают. Но существует непреложный закон: всякий, «попиравший» землю, в конце концов, в землю ложится. И еще одно свойство есть у земли: зарой в нее железо, медь — они истлеют, но земля, какой была, такой и будет. Могущественные правители, вознамерившиеся уничтожить евреев, никогда добром не кончают, и последующие поколения предают их имя позору. Сильнейшие идеологические движения, не признающие единого Б-га, терпят крах и развеиваются без следа, а вера в Б-га и в Б-жественное происхождение Торы остается навек.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Пламя не спалит тебя
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ицхак Зильбер
Автобиография рава Ицхака Зильбера к книге «Пламя не спалит тебя».
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Толдот Йешурун
О «русском раввине» раве Ицхаке Зильбере
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ицхак Зильбер
Многим кажется, что чудеса происходили лишь в прошлом. История новейшего времени доказывает обратное. В 1953-м году евреи СССР находились на волосок от смерти. «Дело врачей» должно было стать первой ласточкой в череде погромов и выселения.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.