Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Реувен Пятигорский

Все эти слова происходят от одного корня, значение которого — «много» или «большой». Строго говоря, на языке Письменной Торы слово рав означает «первенец», «старший». Сказано про Яакова и Эсава, сыновей Ицхака: «Рав, Старший будет служить младшему» (Берешит 25:23). Но уже в Мишне под словом рав понимается учитель: «Сделай себе учителя, рава» (Авот).

Если разрешение на преподавание и вынесение постановлений учитель получал в Эрец Исраэль, то его звали раби, арамейский эквивалент слова рав. Так называли практически всех мудрецов эпохи Мишны. В отличие от них, большинство мудрецов Талмуда, получивших разрешение за пределами Страны Израиля, имели звание просто рав.

С установлением в еврейских общинах особой организации, рабанута, ведавшей всеми религиозными вопросами вплоть до вынесения судебных приговоров по имущественным тяжбам, звание рав перешло на ее участников. Равами стали называться судьи и учителя, толкователи Торы, а затем и просто уважаемые благочестивые люди. Им выделяли особые места в синагоге, оказывали знаки почтения. Считалось, что в их лице приветствуется Тора. Обычай этот появился еще во времена Вавилонских академий и был затем перенесен в Европу. Глава общины назывался Арав аришон, Первый среди рабаним (множ. число от слова рав). Первым это звание получил раби Моше бен Ханох, переселившийся из Вавилона в Испанию.

Ребе — не что иное, как ашкеназская форма обращения рав.

Читайте: тема Кто такой раввин?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.