Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Гематрия, Истина, Бецалель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Прочитал ответ на ваш вопрос по поводу названий, о том, что на иврите они отражают сущность предметов. Приведите, пожалуйста, ещё примеры, какова, например, сущность слова שולחן? Владимир
Уважаемый Владимир!
Не только названия выражают сущность предметов, но и каждая буква еврейского алфавита выражает какую-либо сущность.
Сказали наши мудрецы (Брахот 55а), что Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были сотворены небо и земля. Имеется в виду, что для того, чтобы построить Мишкан — прообраз всего мира, надо знать сущность всего мира. Т.е. Бецалель знал сущность всех вещей, существующих в мире. Много книг было написано о сущности вещей, отражённой в их названиях и буквах, составляющих эти названия. Одна из самых древних книг на эту тему — книга рабби Акивы, написанная около 2000 лет назад. Она называлась «Буквы рабби Акивы».
Первоначальное значение слова «шульхан» — стол в Храме, на котором от субботы до субботы лежали хлебы предложения. Мудрецы (Авот 5, 5) говорят, что этот хлеб никогда не портился. Причина этому то, что Храм — место, которое соединяет духовное и материальное. Поэтому мудрецы называли Храм «шеей», — шея соединяет духовное с материальным в человеке. Хлеб ели именно на восьмой день (число 8 выражает способность материального превращаться в духовное). Если мы посмотрим на слово שולחן, увидим «намёк» на сказанное выше. В этом слове можно увидеть две части» «шель» и «хан». «Шель» обозначает принадлежность, числовое значение буквы «хэт» — 8 и числовое значение буквы «нун» — 50, т.е. 7*7 и ещё единица (поэтому и праздник Шавуот празднуется на 50-й день от Песаха — на 50-й день (7*7+1) хамец, символизирующий йецер а-ра, приносят в жертву).
Приведу Вам дополнительный пример: слова «истина» («эмет») и «ложь» («шекер»).
Говорят мудрецы, что истина стоит на двух ногах, а у лжи — только одна нога. У того, кто стоит на двух ногах, есть два преимущества перед тем, кто стоит только на одной: он стоит прочно (его трудно сдвинуть с места) и может простоять долго. Таким образом, если мы хотим узнать, истинна или ложна та или иная система или доктрина, нам следует проверить два момента: нет ли в ней внутренних противоречий и сколько времени она может «продержаться» без изменений.
Если мы посмотрим на слово «эмет», то увидим, что в нём всё это отражено: у всех букв, составляющих слово אמת — по две ножки (по две точки внизу), а в слове «шекер» (שקר) у каждой буквы — только по одной ножке. Это говорит об устойчивости. Кроме того, слово «эмет» состоит из трёх букв, идущих по порядку: алеф — первая буква алфавита, мэм — средняя буква, тав — последняя буква, т.е. истина — долговечна, она остаётся от начала до конца. Более того, слово «эмет» можно разделить на два слова: «эм» («мать»), т.е. она начинается «от матери» (с рождения), и «мет» («мёртвый»), т.е. заканчивается со смертью. В слове же «шекер» все буквы имеют, по одной «ноге» и в алфавите стоят подряд друг за другом (куф, рэйш, шин) — что говорит о неустойчивости и недолговечности.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Овадья Климовский
В связи с чем произошли перемены в языке?
Рав Реувен Куклин
…и каково его числовое значение?
С. Бернфельд
Что такое числовая нумерология — Гематрия?
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Рав Гедалия Шестак
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Овадья Климовский
Так всё живое погибло или не всё?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина