Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие сувениры можно держать дома?

Темы: Рав Реувен Куклин, Идолопоклонство, Искусство, Игра

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! От своей подруги я услышала, что она не хранит в доме даже сувенирные статуэтки и фигурки, потому что это считается «авода зара». Она говорит, что если в доме и появляется такого рода предмет, то от него следует как можно быстрее избавиться или испортить (отбить маленький кусочек, например). Действительно ли это так? Неужели маленькая деревянная игрушка, стоящая на книжной полке, носит такой смысл?! И какого рода сувениры можно хранить в доме? Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Ноа-Мирьям Котляр, Ашдод

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ноа-Мирьям!

В Торе сказано: «И не вноси скверны в дом свой…» (Дварим 7, 26). Отсюда мы учим, что запрещено вносить в дом предметы языческого культа. Поэтому различные статуэтки и фигурки, изготовленные, чтобы им поклонялись, считаются предметами языческого культа, и их запрещено вносить в дом и держать дома. Однако если их изготовили не для того, чтобы поклоняться им, то, внося их в дом или держа их дома, мы не нарушаем этот запрет Торы.

Правда, в трактате Авода Зара (43 б) рассказывается: у рава Йеуды был перстень с выступающей человеческой фигуркой. И сказал ему Шмуэль — его учитель — что он должен «ослепить» эту фигурку на один глаз (т.е. затереть изображение одного глаза) — чтобы не возникло подозрения, что рав Йеуда держит в доме предмет языческого культа. Из этой Гемары мы учим, что, на первый взгляд, различные фигурки, статуэтки, а также куклы и т.д., которые не считаются предметами языческого культа, запрещено держать в доме, если они абсолютно целы, не испорчены. Т.е., следует «ослепить» их на один глаз, лишить уха, или руки, или ноги — как сказала Ваша подруга, от таких предметов «следует как можно быстрее избавиться или испортить».

(Следует подчеркнуть, что речь здесь идёт о выпуклом изображении человека или статуэтке, кукле — трёхмерном изображении, но, несомненно, разрешено рисовать человека, или фотографировать, или держать дома фотографии и рисунки).

По мнению некоторых галахических авторитетов, в тех случаях, когда исключена всякая связь с языческими культами, можно держать дома различные фигурки, статуэтки и т.п., изображающие человека (Аамек шеэла, Итро 57; такой же вывод следует из Хохмат Адам 85, 6). С куклами же дело обстоит ещё проще: по многим мнениям, их можно покупать и держать дома, т.к. они предназначены для игры — отсюда явно, что они не предназначены для поклонения. На это мнение полагаются многие люди, которые покупают кукол и держат их дома, не «ослепляя» на один глаз и т.д.

Что же касается практики, важно, чтобы каждый спросил своего рава, как ему поступать.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Почему именно телец?

Что Рамбам писал о Деде Морозе?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.