Темы: Рав Реувен Куклин, Мишлей, Молитва, Изучение Торы, Нефеш аХаим
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый р. Реувен, как понимать притчу — «Кто отклоняет ухо свое от слушания Торы — даже молитва его мерзость» (Прит. 28:9). С ув., Игорь
Уважаемый Игорь!
Можно объяснить слова царя Шломо в соответствии с их простым смыслом: если человек не хочет слушать голос Всевышнего, Который обращается к нам в Своей Торе, то и Всевышний не будет слушать его голоса, мера за меру.
Но в книге Нэфеш а-Хаим разъясняется значительно более глубокий смысл этого стиха.
Известно, что, в соответствии с Традицией, над нашим материальным миром существует бессчётное число миров духовных, которые являются корнем материального мира (см. статью иудаизм и колдовство).
Рав Хаим из Воложина пишет в своей книге Нэфеш а-Хаим:
«Сокрытый высший корень святой Торы находится очень высоко над всеми мирами, как сказал Аризаль. Но она как бы спускается на землю и освещает её славой своей. И передал её Он, благословен Он, нам и насадил среди нас, чтобы держались мы за Древо Жизни и поддерживали его. Поэтому сила и существование всех миров зависит только от того, насколько мы стремимся к Торе, занимаемся ею и размышляем о ней, и держится только на этом. Если мы занимаемся ею, и держимся за неё, и поддерживаем её так, как должно, не расслабляясь никогда, мы пробуждаем ёе высший корень — источник святости и благословения — и привлекаем благословение и вечную жизнь».
Основываясь на этом, рав Хаим продолжает — и говорит страшную вещь:
«Если бы в этом мире случилось так, что хотя бы одно мгновение евреи не учили Святую Тору и не размышляли над ней, немедленно в то же мгновение все миры были бы разрушены и полностью перестали существовать, не дай Б-г. Не так обстоит дело с другими заповедями, даже с заповедью молитвы, потому что если бы весь Израиль, не дай Б-г, перестал молиться Всевышнему, миры не вернулись бы из-за этого в состояние хаоса. Поэтому молитва называется у наших мудрецов “временной жизнью”, а Тора называется “вечной жизнью”, как сказано в Талмуде (Шабат 10) — Рава увидел, что рав Амнуна долго молится, и сказал: “Оставляет жизнь вечную и занимаемся временной жизнью?”. Потому что молитва исправляет (духовные) миры, добавляет святость и благословение в установленное для этого время. Однако изучение Святой Торы поддерживает саму жизненную силу и существование миров, чтобы они не были разрушены. Поэтому человек обязан заниматься ею и размышлять о ней каждое мгновение, всегда, чтобы поддерживать миры и сохранять их существование в каждое мгновение. Более того, что касается молитвы, её действие зависит только от изучения Святой Торы, потому что без изучения Торы, не дай Б-г, она просто не будет услышана, как сказано: “Кто отклоняет ухо своё от слушания Торы — даже молитва его мерзость”. И в книге Зоар, на главу Микец, сказано: “Тот, кто хочет, чтобы Святой, благословен Он, принял его молитву, пусть приложит усилия к изучению Торы, потому что она — Древо Жизни”».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Чем человек подобен Б-гу?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский
Рав Захария Матитьяу,
из цикла «Нефеш аХаим, по книге Раби Хаима из Воложина»
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Рав Захария Матитьяу
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Реувен Куклин
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина