Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Плохое поведение, Дисциплина
Шалом, квод а-рабанит. Спасибо вам большое за ваши чудесные советы по воспитанию. У меня есть вопрос, как следует реагировать на детский деспотизм? Мой сын сейчас переживает кризис 3 лет. Недавно у меня родилась дочь. Сын очень хорошо принял ее, совсем не ревнует и помогает с ней. В основном, он не доволен, когда я уделяю внимание отцу и посторонним. Когда папа приходит домой, в принципе спокойный, насколько может быть спокойным малыш в его возрасте, начинает озорничать. Выбрасывает игрушки и отцовские вещи в окно, специально визжит, мешая просто перекинуться парой слов, не то что поговорить. За столом в шаббат не дает нам сказать диврей Тора, намеренно заглушает визгом. Как следует на это реагировать? Не обращать внимания? Изменится ли бе-эзрат Ашем ситуация, когда он пойдет в садик? Спасибо. Э.
Уважаемая Э.,
Случай, который Вы описываете, когда ребенок пытается занять место родителей и требовать себе все внимание, — далеко не первый. В нееврейском мире психологи утверждают, что мальчики в возрасте Вашего сына испытывают сильную ревность к отцу и хотят быть «единственными мужчинами» у своей мамы.
В здоровой и нормальной семье должно быть очень четкое разграничение отношений родителей между собой и их отношений с детьми. Можно это представить как многоэтажный дом, где родители живут на верхнем этаже, а дети — этажом ниже. Так вот, когда дети хотят подняться не на свой этаж, то ради их психологического здоровья их туда просто нельзя пускать. Дети, которые выигрывают в боях за внимание мамы, психологически проигрывают уверенность в нормальном строении семьи, иногда на долгие годы, а иногда это, не дай Б-г, отражается на их собственном браке.
Я говорю об этом так подробно, потому что знаю многие семьи, где дети селятся в родительской спальне, не дают пять минут родителям посидеть и поговорить спокойно и т.д. А мамы подчиняются террору ребенка и объясняют мужу, что нельзя же травмировать малыша. Так что прекрасно, что Вы не хотите мириться с этим детским деспотизмом.
Когда ребенок начинает вести себя невыносимо, бросаться отцовскими вещами и делать назло, его следует предупредить: если он сейчас же не соберет вещи, он будет наказан. Например, Вы заберете и спрячете какие-нибудь его любимые игрушки, не дадите ему чего-нибудь вкусного, не расскажете историю перед сном и т.д. Это надо будет сделать, даже если ребенок будет очень громко кричать и плакать.
Если он мешает за субботним столом, то если вы можете оставаться абсолютно безразличными к его провокациям и проводить трапезу дальше, как будто ничего не происходит, то это, безусловно, эффективная мера воздействия. Но если при этом вы сердитесь и раздражаетесь, то ребенок видит, что его поведение действенно. И в этом случае не стоит молчать, а следует предупредить ребенка: вы будете вынуждены выставить его из-за стола и отправить в его комнату, пока он не успокоится. Если же он будет выскакивать из комнаты, то вам придется запереть его в ванной или в его комнате, пока он не прекратит. Несколько раз повторенное таким образом изгнание должно убедить ребёнка, что от такого поведения он больше теряет, чем выигрывает.
Но самое главное во всей этой ситуации — не становиться на уровень ребенка, не кричать на него и не раздражаться, а оставаться абсолютно спокойными, так как вы знаете, что поведение малыша нормально для его возраста и вы как родители хотите его правильно воспитать.
Желаю терпения, удачи и много радости от малыша, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.