Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые Господа! В книге «Мидраш рассказывает» р. Моше Вейсмана (изд. Швут Ами), в мидрашах по книге ШМОТ на главу Мишпатим, я нашел следующие слова ангелов, возмущенных тем, что Тора будет отдана Ашемом Моше: «Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?» О каких 974 поколениях до Творения идет тут речь? С уважением, А., Москва
Уважаемый А.,
Мидраш, о котором Вы говорите, приводится в трактате Шабат (88а) от имени рабби Йеошуа бен-Леви. Конечно, здесь имеются в виду не «поколения» в привычном нам смысле, т.к. человек ещё не был создан, а понятие «поколение» связано именно с людьми, ведь это «совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время» (толковый словарь Ефремова). Но большинство высказываний мудрецов в Агаде не следует понимать буквально. Они загадочны и лишь «намекают» нам на очень глубокие вещи (см. об этом Почему Творец, будучи самодостаточным, решил создать мир? ).
Смысл высказывания рабби Йеошуа проясняется с помощью другого его высказывания, которое приводится в трактате Псахим (118а). Из его слов там ясно, что Тора была дана через 26 поколений после сотворения мира. Тогда получается, что Тора была «создана» за 1000 поколений до её дарования (974 поколения до сотворения мира и 26 поколений до дарования Торы) людям. Это выражает её абсолютную отдалённость от человека — ведь «тысяча» на святом языке означает самое большое число, а «поколение» обозначает человеческое измерение: чем больше поколений сменяется, чем больше изменяется человечество, тем дальше оно от определённого события (в данном случае, дарования Торы).
В этом и был вопрос ангелов: как Б-жественная Тора может быть дана материальному человеку, далёкому от неё бесконечно?
Далее в Гмаре говорится:
Сказал Всевышний Моше: «Ответь им».
И так сказал Моше: «Владыка мира, в Торе, которую Ты даёшь мне, что написано? “Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской” (Шмот 20, 2)». Сказал он им: «Разве спускались вы в Египет, разве порабощал вас фараон? Зачем вам Тора? И ещё написано в ней: “Да не будет у тебя других богов…” (там же, 4). Разве живёте вы среди народов, которые служат идолам? И ещё что в ней написано? “Помни день субботний, чтобы святить его” (там же, 8). Разве работаете вы, чтобы вам прекращать работу?»
Смысл ответа Моше-рабейну: хотя Тора Б-жественна и бесконечно далека от человека, её цель — помочь именно человеку, существу материальному, подняться и стать более духовным (см. статью о жертвоприношениях Неужели Вы пойдете воскуривать ягненка? ).
Здесь следует процитировать слова Маараля (Тифэрет Исраэль, раздел 24): все приводимые здесь речи — и слова Всевышнего, и вопрос ангелов, и ответ Моше — не «прозвучали» в реальности. Намерение Всевышнего представлено здесь как слова Всевышнего, «позиция», которую объективно должны были занять ангелы, — как слова ангелов, «позиция», которую объективно должен был занять Моше, — как слова Моше.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Ефим Свирский
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Овадья Климовский
В каком порядке была записана Тора?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Мендель Агранович
Если подчиним свою волю Б-жьей, станем как ангелы. Зачем тогда нам дана свобода воли?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.