Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

При чтении книг Пророков мало что понятно…

Темы: Рав Реувен Куклин, Пророки, Изучение Торы

Отложить Отложено

При чтении Нэвиим, особенно Шофтим, мало что понятно. Есть ли какие-то книги с комментариями на Нэвиим, желательно, по-русски?

Отвечает рав Реувен Куклин

В качестве ответа на Ваш вопрос приведу следующую притчу. Профессор философии в Оксфордском университете решил (как это произошло, никто не знает, однако сердцу не прикажешь) жениться на девушке из дикого африканского племени. Прошла свадьба, спустя неделю после свадьбы приходит молодая жена к раввину и жалуется на свою судьбу: «На субботней трапезе мой муж каждый раз говорит длинную речь, и я ничего не понимаю, совершенно ничего». Улыбка озаряет лицо раввина. «Что? Уважаемый раввин, вам недостаточно того, что я так страдаю, вы ещё и смеётесь надо мной?» «Нет, — говорит раввин. — Не Ваши страдания причина моей улыбки. Я просто очень рад слышать, что в будние дни вы как-то контактируете и понимаете друг друга. Мне тяжело понять, как вообще в чём-то может быть взаимопонимание между профессором философии и женщиной из дикого африканского племени».

Наша связь с Творцом подобна взаимоотношениям женщины из дикого племени с профессором философии. То, что мы что-то не понимаем в словах Творца, неудивительно. Б-г свидетельствует Сам о Себе: «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших» (Йешаягу 55,9). Небеса на иврите называются шамаим — от слова шам — «там», поскольку Небеса постоянно «там», они постоянно далеки от нас. Каждый раз, когда мы хотим приблизиться к Небесам и нам кажется, что вот-вот уже приближаемся, мы видим, что Небеса от нас отдаляются. Точно так же и мысли Творца. Они находятся от наших мыслей на бесконечном расстоянии. То, что нам иногда кажется, что мы приближаемся к пониманию мыслей Творца и Его путей, — это самообман, поскольку мысли Творца всегда остаются бесконечно далёкими от нашего понимания. Однако Творец, несмотря на нашу отдалённость от Него, подобно профессору философии, который пожелал жениться на девушке из дикого племени, возжелал нас, и говорил с нами через пророков, и дал нам возможность в чём-то понять Свои мысли. Поэтому когда нам непонятно что-то, сказанное в книгах Пророков или в Шофтим, мы не должны этому удивляться. Наоборот, если мы что-то понимаем из сказанного у Пророков, мы должны быть очень рады, поскольку слова пророков — слова чрезвычайно глубокие, отражающие мысли Творца. При поверхностном чтении понять их невозможно.

Надо читать и серьёзно вдумываться в сказанное у пророков. Конечно же, важно также читать разъяснения великих комментаторов, которые проливают свет на различные места в этих книгах. Однако нет комментария, который объяснил бы всю их глубину, поскольку она бесконечна. Переведённые на русский комментарии к книгам Шофтим и Невиим мне неизвестны. Можно послушать аудио-уроки по книге Млахим на нашем сайте, например /audio/lessons/lessons_2097.html .

С уважением,

Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.