Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Хеврута, Насо, Изучение Торы, Зелиг Плискин, Сота, Отношения между людьми
ВОТ РОДОСЛОВНАЯ АЃАРОНА И МОШЕ В ДЕНЬ, КОГДА БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ. И ВОТ ИМЕНА СЫНОВЕЙ АЃАРОНА: ПЕРВЕНЕЦ — НАДАВ, АВИЃУ, ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР (Бемидбар, 3:1,2)
Раши цитирует Талмуд (Санѓедрин), который поясняет, почему написано «Вот родословная Аѓарона и Моше», а упомянуты только сыновья Аѓарона. — Отсюда следует: кто учит Торе сына ближнего, как Моше (см. Эрувин), как бы дает ему рождение.
«Нет обнаженней человека, чем тот, у кого нет Торы и заслуги исполнения заповедей».
Мы обязаны одевать тех, кто наг. Тем более, обеспечивать духовной одеждой тех, кто ее лишен (Аѓават хесед).
Школа Ѓилеля учит: «Человек обязан учить Торе всех. Потому что многие были грешниками, а их дети стали праведными и благочестивыми». То есть благодаря учению изменились не только они, но и их дети и дети детей стали праведниками (Авот дераби Натан и Биньян Йеѓошуа).
И НАПИШЕТ СВЯЩЕННИК ЭТО ПРОКЛЯТИЕ НА ПЕРГАМЕНТЕ, И СОТРЕТ ЕГО В ВОДУ ГОРЕЧИ (Бемидбар, 5:23)
Пока был Храм, женщина, которую муж заподозрил в неверности, могла доказать свою чистоту. Коэн давал ей выпить воду, в которую стирал надпись с именем Бога. Если была виновна, в муках умирала. А если невиновна, вода не приносила ей вреда. Более того, в положенный срок у нее рождался ребенок, даже если прежде была бесплодна, а муж после этого испытания не мог с ней развестись. Хотя в обычных обстоятельствах имя Бога запрещено стирать, ради восстановления мира между мужем и женой Он разрешает пойти и на это.
Пеле йоэц пишет, что родители мужа и жены должны всеми силами избегать споров и ссор. Если видят неправильное поведение молодых, не должны рассказывать сыну или дочери, что невестка или зять неправильно поступили. Передача такой порочащей информации может причинить большие страдания.
ОЗАРИТ ТЕБЯ БОГ ЛИЦОМ СВОИМ И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ (Бемидбар, 6:25)
Мы должны уподобляться Богу, а как это возможно, исходя из этого стиха?
Шамай сказал: «Принимай каждого с приветливым выражением лица» (Пиркей авот). Это можно разделить на три части:
Бог воздает человеку мера за меру (Сота), поэтому озарит Своим лицом того, чье лицо сияет для друга (Рав Авигдор Миллер, Пойте праведники).
Рав Матия, сын Хараша, говорил: «Первым приветствуй каждого человека» (Пиркей авот).
По разным причинам человек может колебаться, приветствовать ли первым. Одни считают, что это недостойно их положения. Другие боятся из-за чувства неуверенности, опасаясь, что ответом на их дружелюбие будет ледяное молчание. Но независимо от причин так поступать не следует. Всегда надо приветствовать первым. Талмуд (Брахот) говорит, что никому не удавалось поздороваться с раби Йохананом бен Закаем первым, даже язычнику на базаре.
Это правило особенно важно при встрече с тем, кто враждебно настроен или просто не в лучших с вами отношениях. Сердечное приветствие может смягчить его враждебность, разрушить стену непонимания и горечи, которая вас разделяет. Нет силы, которая сравнилась бы с улыбкой по способности разрушать ледяную стену ненависти (Этика с Синая).
Аѓарон, первосвященник, дружескими приветствиями побуждал людей раскаиваться. Он тепло приветствовал того, кто согрешил, и в следующий раз, собираясь сделать грех, тот думал: «Аѓарон всегда так приветливо меня встречает, как же я на него посмотрю, если согрешу?» Так он отвращал людей от греха (Авот дераби Натан).
Если вы встречаете двух людей, один из которых одет богато, а другой — бедно, и первого приветствуете с большим энтузиазмом, чем второго, вы виновны в фальши. Выходит, вы приветствуете не человека, а его одежду (Ор йохэйл).
Есть обязанность отвечать на приветствие. И когда вы этого не делаете, вы виноваты в воровстве (Брахот).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы