Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чём разница между жизнью человека и жизнью животного?

Темы: Свобода выбора, Душа, Судьба, Овадья Климовский, Животные

Отложить Отложено

Шалом алейхем. Скажите, пожалуйста, можно ли определить жизнь человека как выполнение его судьбы, а жизнь животного – как воплощение свойств души?

Александр, Москва.

Отвечает рав Овадья Климовский

Алейхем шалом! Жизнь человека – это выполнение того, что он сам пожелает выполнить, какие качества своей души решит развить, улучшить, направить на добро, или, не дай Б-г, наоборот. Так называемая «судьба», то есть то, что Всевышний заранее определяет для человека – это только внешние параметры, то, с чем он будет жить, – здоровье, достаток, способности. Но дальнейшую судьбу свою человек определяет сам – своим выбором, своими поступками.

Животные же не имеют никаких «качеств души», их душа, по определению Рамхаля, тоже материальна, как и тело. Она лишь поддерживает их жизнь. Однако Всевышний создал их такими разными, чтобы люди, наблюдая за их поведением, размышляли бы о разных качествах, которых сами могли бы достичь. Таких, как скромность, верность, трудолюбие. Животные лишь механически «изображают» эти качества, по-настоящему приобрести их может только человек, наделенный разумом и свободой выбора.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте :

О парадоксе свободы выбора и предопределённости

Материалы по теме

Как доказать, что у человека есть душа?

Рав Берл Набутовский

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Директор цирка

Даниэль Шевелевич

Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.