Темы: Предопределенность, Свобода выбора, Рав Ашер Кушнир, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГде можно почитать подробней и простым языком о свободе выбора и предопределённости?
Уважаемый П!
Ваш вопрос — один из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения и ответ на него выходит далеко за рамки короткого стиля наших ответов. К сожалению, неизвестна мне и литература на русском языке, которая подробно об этом говорит. Попробую только дать вам намёк в какой области находится ответ.
На первый взгляд существует парадокс: как Творец знает то, что мы сами ещё не решили? Ведь будущее скрыто от нас! А если утверждать, что Творец обладает этим знанием, значит у нас нет свободы выбора!
Заметьте, что в постановке этого вопроса речь идёт о выборе человека и о знании Творца! Предположим, что нам понятно, что есть выбор человека, но понимаем ли мы, что есть знание Творца? Мы инстинктивно предпологаем что оно подобно человеческому. А какова его особенность? Если человек что-то сейчас узнал, это значит что этого он раньше не знал. К примеру: в час дня вы захотели узнать погоду в Москве. Значит вы ещё её не знаете и это событие протекает независимо от вас. В 14:00 вы позвонили к другу в Москву и он рассказал вам о снегопаде. Теперь знание о погоде стало частью вас. Вывод: само событие и сознание человека существуют и протекают раздельно, то есть вы и ваше знание не есть единое целое.
Вот такой процесс познания, приписываемый Творцу, неизбежно и приводит человека к вышеупомянутому парадоксу. Но подобно ли познание Творца человеческому? Простой анализ приводит нас к другому выводу.
Творец сотворил время, значит он — вне времени, то есть нет у него ни прошлого, ни будущего. Знание не может прийти к Творцу из вне Его, так как всё в Нём. Это значит, что Его знания и Он сам есть единое целое. То есть познание Творца носит совершенно другой характер и находится вне сферы человеческой реальности.
Чтобы облегчить понимание, можно эту идею приближённо уподобить знанию отца, наблюдающего за своим сыном. Он хорошо знаком с повадками сына, заранее зная что он выберет, но это никак не отнимает у сына свободу выбора.
Перед Творцом открыты не только наши непринятые решения, но и вся история человечества управляется из будущего конца в прошлое начало. Творец вне времени.
Поэтому такое знание — знание Творца, никак не противоречит нашему выбору.
Вы можете углубить ваши знания на эту тему в книгах Рамхаля:
«Даат Твунот»
«Месилат Йешарим»
«Дерех Ашем»
Читайте также: тема Свобода выбора и предопределенность
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Натан Агрес
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.