Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Стоит ли откладывать обрезание из-за оркестра?

Темы: Рав Реувен Куклин, Рав Ицхак Зильбер, Суббота, Обрезание

Отложить Отложено

Дорогой рав,

У моих знакомых в субботу родился мальчик; и я знаю, брит мила попадает на субботу, но родители ребенка из-за того, что нельзя хорошо "посидеть", заснять все на видеокамеру и с музыкой, переносят на воскресенье. Ребенок родился в субботу, в 6-6,30 вечера.

Вопрос, что теряет ребенок от того, что делают обрезание не в тот день, т.е. не в субботу.

Я слышал, в субботу обрезание это большая мицва.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый…!

В Торе (Вайикра 12:1-3) сказано: «И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэйлевым следующее: если женщина зачнёт и родит мальчика… А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его». Тора приказывает сделать обрезание именно на восьмой день (при условии, что роды были обычными, не с помощью кесарева сечения). Получается, что отец, который переносит обрезание на другой день, нарушает то, что заповедал нам Творец (разумеется, речь идёт о ситуации, когда обрезание на восьмой день не представляет опасности для жизни новорожденного). И это, конечно же, большая потеря как для родителей, так и для новорожденного, первая заповедь в жизни которого будет выполнена несовершенно; а мудрецы учат (см. Кидушине 59 а, Критут 6 а), что каждое первое событие в жизни человека влияет на подобные события, которые произойдут в его жизни впоследствии.

Тем более, когда речь идёт о такой важной заповеди, как обрезание, за несоблюдение которой полагается страшное наказание – карет (отсечение души от вечности; Рамбам (Законы обрезания 1:2) пишет, что карет полагается только в том случае, если человек, которому родители не сделали обрезание, не сделает себе обрезание сам в течение всей жизни). Сказали мудрецы (Агадат Берешит): "В заслугу обрезания Всевышний избавляет евреев ". А в Зоаре (Мишпатим 124 а) говорится, что в заслугу обрезания евреи побеждают своих врагов, также сказано там (Ваэра 32а), что выполнение заповеди об обрезании – заслуга, которая даёт право на землю Израиля.

О желании снять брит на видеокамеру и сделать трапезу с музыкой. Это очень понятное желание. Поэтому хочу предложить сделать брит в субботу утром и приурочить к нему небольшую трапезу, а ночью после исхода субботы устроить большую трапезу с музыкой (или можно сделать брит в субботу во второй половине дня, а ночью после исхода субботы устроить трапезу), на которую можно пригласить и моэля. И тогда можно всю эту трапезу с участием моэля заснять на видеокамеру.

Важно подчеркнуть, что, несомненно, предпочтительно сделать не только обрезание, но и трапезу в субботу (разумеется, без хилуль шабат), однако мой совет может подойти тем людям, у которых есть большое желание "посидеть" после брита.

В заключение хочу привести отрывок из книги рава Ицхака Зильбера, где говорится о том, какие усилия предпринял автор книги и на какой риск пошёл ради того, чтобы сделать сыну обрезание на восьмой день.

В те времена, о которых я рассказываю, рав Шломо Боков, моэль из Саратова, был уже человек немолодой. Три его сына погибли на фронте, забота о внуках (все внуки жили в доме деда – почему, могу только догадываться) легла на старика и его жену. Жили трудно. Но когда раву сообщали, что надо сделать ребёнку брит-милу, он бросал все свои дела и ехал, куда надо.

В Казани бриты делали нечасто (если учесть, что евреев было несколько тысяч), а поскольку город был бедный и люди не могли в одиночку осилить покупку билета моэлю, приходилось ждать три-четыре месяца, пока не соберётся три брита.

И вот в сорок девятом году рав Шломо приехал в Казань, сделал несколько бритов и уже собирался на вокзал, когда узнал, что у меня родился сын. Рав тут же продал билет и неделю ждал в Казани брит-милы, оставив жену со всеми внуками. Когда наступил день, рав сказал, что ждал такого брита двадцать пять лет.

Дело в том, что в двадцать четвёртом году ввели закон, по которому рожениц выписывали из роддома не раньше чем на девятый день (полагаю, не обошлось без вездесущей Евсекции), и четверть века не было у рава ни одного брита на восьмой день, как предписано Торой.

Как мне удалось добиться, чтобы Гиту выпустили из роддома на восьмой день? Жена министра здравоохранения Софья Иосифовна Кошкина, еврейка, врач-гинеколог по профессии, занимала видный пост в министерстве. Я обратился к ней. Я не знал, что она за человек, донесёт или нет, но решил: попробую. Зайду в кабинет, увижу её – и пойму.

Вошёл и говорю:

– У меня к вам просьба. Я еврей, у меня родился сын, и я хочу, чтобы жену выписали из больницы на восьмой день.

Она говорит:

– Зачем?

Я объяснил, что Б-г приказал на восьмой день делать обрезание, а рожениц отпускают на девятый.

Софья Иосифовна записала номер роддома. На восьмой день я пошёл к соседу, попросил приготовить всё необходимое, пригласил друзей, ещё не зная, выпишут жену или нет. На всякий случай решил быть готовым. В два часа её выпустили, и брит состоялся.

После этого ещё один еврей тоже добился выписки вовремя, и у рава Шломо Бокова в Казани была ещё брит-мила на восьмой день.

Я пришёл поблагодарить Софью Иосифовну: «Вы сделали мицву – дело, угодное Б-гу». Она заплакала: «Я знаю, что такое мицва. Но чего стоит мицва женщины, которая замужем за неевреем?» .

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте: Памяти праведника

Почему обрезание на восьмой день?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.