Темы: Деньги, Тора и бизнес, Проценты, Ссуда, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Можно ли брать ипотеку на дом, или кредит в банке, когда в Торе есть запрет брать в рост? A.
О Вашем вопросе, можно ли взять ипотеку на дом или кредит в банке, если в Торе есть запрет на проценты. Нельзя брать проценты еврею у еврея. Еврей может давать деньги под проценты нееврею или брать у него деньги под проценты. Принцип запрета – «брат у брата процентов не берёт».
О еврейских банках. Тора запретила проценты, но понятно, что бизнес разрешён. В таких случаях партнёры подписывают между собой этер-иске, суть которого состоит в следующем. Допустим, один человек даёт другому 100 тысяч на бизнес. Из них 50 тысяч он ему одалживает, а 50 остаются деньгами дающего, и дающий получает прибыли от своей половины денег. Т.е., он получает прибыль не за те деньги, которые он одолжил, а прибыль от той части денег, которые он оставил себе. Стороны заключают договор с определёнными условиями, под которым оба подписываются. (В принципе, можно заключить и устное соглашение на определённых условиях, но лучше составить письменный документ). То же самое, когда человек берёт ипотеку в банке: покупка квартиры может тоже быть «бизнесом», ведь очень часто квартиры поднимаются в цене; человек делает банк участником своих предполагаемых прибылей. В договоре с банком также пишется, что он заключён на основании этер-иске банка. В большинстве банков Израиля есть этер-иске, и хорошо, чтобы было вписано в текст договора «по этер-иске банка».
Если брать в банке на текущие расходы, не на бизнес и не на квартиру, – большой вопрос, помогает тут этер-иске или нет.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя игнорировать нужды отстающих учеников. Примеры из жизни великих раввинов.
Рав Моше Пантелят
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Ита Минкина
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Шауль Вагшал
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.