Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Аарон остался в живых, он же создал Золотого Тельца?

Темы: Золотой телец, Аарон, Рав Реувен Куклин, Грех

Отложить Отложено

В недельной главе Тиса мы читаем о грехе Золотого Тельца, там написано о том, что евреи заставили Аарона сотворить для них того, кто приведет их в страну, текущую молоком и медом, потом мы также читаем о том, что Моше приказывает всем левитам, то есть тем, кто не участвовал в грехе, пойти и убить своих братьев, друзей и т.д. Так почему же Аарон остался в живых, если он напрямую участвовал в грехе?

N.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая N.!

Аарон не участвовал в совершении греха. Наоборот, он пытался предотвратить то, что произошло. Гмара в трактате Сангедрин (7а) объясняет, что Аарон согласился на создание тельца только потому, что видел, как убили Хура, который сопротивлялся этому. Аарон предположил, что если он не согласится, убьют и его, и такой страшный грех (одновременное убийство первосвященника и пророка) народ уже не сможет исправить с помощью тшувы(покаяния). Как мы помним, за подобный грех, когда евреи убили Зхарью бен Йеойаду, был разрушен Первый Храм. Поэтому Аарон предпочёл сделать им тельца: поклонение тельцу представляет собой меньший грех, который можно исправить с помощью тшувы.

Но и создавая тельца, Аарон предназначал его не для «чуждого служения» (служения идолам), а для Имени Всевышнего (см. комментарий Рамбана).

И сказав (Шмот 32, 5): «Завтра — празднество Б-гу», Аарон надеялся, что удастся протянуть до завтрашнего дня и, может быть, тем временем вернётся Моше. Поэтому он сказал не «Завтра — празднество тельцу», но «празднество Б-гу». Во всём Танахе этим именем называется только Всевышний, и никогда — идолы. И сказав (там же): «Снимите золотые кольца с ушей ваших жён, сыновей и дочерей и принесите мне», Аарон также надеялся протянуть время, как пишет Раши: «Сказал Аарон в сердце своём: женщины и дети пожалеют свои украшения, может быть, это дело задержится, а тем временем придёт Моше. Но они немедля сняли свои украшения».

Таким образом, Аарон не участвовал в совершении греха.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте также:
Тора с комментариями Раши
Тематический обзор об Аароне-первосвященнике

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.