Темы: Аман, Половина шекеля, Пурим, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПурим. 1) Почему называют ознэй Амман - Оменташи? При чем тут уши? 2) Где похоронены Мордехай и Эсфирь? 3) Махацит шекель. Что за цдака такая?
Болотинский, Владимир
Уважаемый р. Болотинский!
1) Может быть, название на идиш – игра слов: в «маковых кармашках» (ман – «мак» и таш – «кармашек») слышится имя «Аман».
Я помню, у моего отца зацал был красивый друш на это: Аман таш можно перевести с иврита как «ослабла сила Амана». А почему она ослабла? Гоменташи имеют треугольную форму – в соответствии с тремя основами: изучением Торы, молитвой и добрыми делами. На этом основана сила евреев. Когда евреи «укрепляются» в этих трёх областях, то силы Амана и врагов евреев в каждом поколении убывают.
А откуда взялось выражение ознэй Аман на иврите («Амановы уши»), не знаю.
2) Не знаю, вероятно, раз они жили в Шушане, то там же и похоронены.
3) Махацит а-шекель – память о половине шекеля, которую каждый еврей давал на постоянные жертвы в Храме. Так получалось, что каждый из евреев имел равную долю в постоянных жертвоприношениях. В настоящее время махацит а-шекель дают на нужды бедных.
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Читайте: полный обзор по теме Аман
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Яков Шуб
Каков был вес динара в Куштантина?
Рав Арье Кацин
Пурим 1953 года
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
Рав Бенцион Зильбер
р. Меир Фомичев
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
13-го Адара, перед чтением молитвы Минха, принято жертвовать три монеты достоинством в половину единицы валюты, имеющей хождение в данной стране.
Рав Реувен Пятигорский
Насильственные действия никогда ни к чему хорошему не приводили. И фараон, задумавший истребить еврейских младенцев, и Аман, который хотел уничтожить весь народ Израиля, в результате сами плохо кончили.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.