Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько имен ангелов известно?

Темы: Аризаль, Предназначение, РАМХАЛЬ, Пророки, Ангел

Отложить Отложено

Шалом. Подскажите, пожалуйста, сколько имён Ангелов светлых известно? Алексей

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Алексей!

Спасибо, что обратились к нам.

Сначала, чтобы получить общее представление об ангелах, посмотрим, что пишет о них Рамхаль[i] в своей книге «Дерех а-Шем» («Путь Творца», ч. 1, гл. 5):

«Трансцендентные сущности — вид духовных созданий, не предназначенных для вселения в тело. Они делятся на две категории: одна называется силы (кохот), а вторая — ангелы, эта категория также подразделяется на различные и многочисленные уровни, и у ангелов есть естественные законы согласно их уровню и ступени, так что на самом деле мы можем называть их различными видами одного класса — класса ангелов…

Есть нам передано по Традиции, что над каждым объектом или процессом в нижних мирах назначены управляющие из вышеупомянутого рода ангелов. Их обязанность — поддерживать существование этого объекта или этого процесса в низших мирах, каждого по-своему, и привносить в них изменения согласно Высшему постановлению…

И для всего этого существуют служители из рода ангелов, как мы объяснили выше, чтобы реализовывать это управление вплоть до уровня материи, к добру или к злу. Они — служители Творца, исполнители Его слова. Ибо так захотел Он и установил, чтобы Его постановления реализовались через ангелов, согласно тому, как Он назначил их и на что уполномочил» (конец цитаты).

В Танахе мы находим упоминания трех видов ангелов: 1) Срафим (по-русски — «серафимы»). Срафим — множественное число, один же представитель этого вида ангелов называется «Сараф». См. Йешаяу (6:2): «Пред Ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у одного (у каждого из них): двумя прикрывает он лицо свое и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает».

2) Хайот (единственное число — «Хайа»), см. первую главу книги пророка Йехезкеля: лев, телец, орел и человек.

3) Офаним (единственное число — «Офан»), также упоминаются у пророка Йехезкеля.

Великий каббалист Аризаль[ii] говорит, что эти виды ангелов, различаются по месту обитания. В Каббале различают четыре основных мира (снизу вверх, по мере близости к Творцу): мир Асия (материальная часть которого — наш мир), Йецира, Брия и Ацилут[iii]. Так вот, Срафим обитают в мире Брия, Хайот — в мире Йецира (этот мир считается основным местом обитания ангелов), а Офаним — в мире Асия.

Другой великий каббалист — раби Моше Кордоверо[iv] — пишет о наименовании ангелов, что это подобно классификации известных нам объектов этого мира. Так, например, в нашем мире есть благовония, и это название объединяет различные виды источников благовоний: травянистые растения, кустарники, деревья и др. (и на каждый из этих видов произносят особое благословение). И каждый из этих источников также состоит из различных конкретных видов: например, мята — один из видов кустарников или травянистых растений, розмарин — вид полукустарников, эвкалипт — вид деревьев и т.п.

Похожим образом обстоит дело с именами ангелов. Так, например, ангел Сандальфон, «отвечает» за мир Асия, где обитают Офаним, а каждый из них уже поставлен над каким-то конкретным объектом этого мира и носит имя в соответствии с этим объектом. Так, ангел, «отвечающий» за молнии (на святом языке «барак»), именуется Бракиэль, а ангел, «отвечающий» за дождь (на святом языке «матар») называется Матриэль. Отвечающий за огонь — Нуриэль («нур» — огонь).

А ангел ответственный за воплощение меры суда («Гвура») — Гавриэль (по-русски Гавриил). Еще я видел в одной книге, что есть и ангел, отвечающий за всех Офаним, которого и зовут — Офэфаниэль. Причем окончание имен зависит от места (мира), в котором ангелы получают свою силу. Это может быть окончание «-эль» (Михаэль, Рэфаэль, Гавриэль и т.п), «-рон» (Метатрон) и другие.

Приведу еще несколько примеров. Свой ангел есть у каждой планеты: у Венеры — Анаэль, у Марса — Самаэль, у Сатурна — Кафциэль, у Луны — Гавриэль и т.д. И каждому месяцу соответствует свой ангел: месяцу Нисан — ангел Уриэль, месяцу Ияр — Цафниэль, месяцу Сиван — Амриэль и т.д.

Подытожим: Всевышний по Своей воле установил, чтобы Его постановления реализовались через уполномоченных для этого ангелов. Причем каждый объект или процесс этого мира имеет своим корнем какого-то ангела, имя которого обычно соответствует его задаче.

Вы спрашиваете, сколько таких имен известно. На это трудно дать точный ответ, так как эти имена рассеяны в различных, часто не самых известных мидрашах[v] и в книге Зоар[vi], и их достаточно сложно сосчитать.

Каждый из этого множества ангелов занят определенной задачей, которую неукоснительно выполняет. Возьмем же с них пример и постараемся в полной мере реализовать данное нам «задание», с которым мы пришли в этот мир.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

[ii] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[iii] Названия этих миров можно условно перевести как Действие (Воплощение), Формирование, Создание и Эманация. Их также называют Нижний мир, мир Ангелов, мир Трона и мир Б-жественности.

[iv] Раби Моше бар-Яаков Кордоверо (Рамак, 5282-5330 / 1522-1570, Цфат) — один из величайших каббалистов всех поколений.

[v] Мидраш (ивр. «толкование») — часть Устной Торы, толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста, полученных Моше Рабейну на горе Синай. Мидраш-агада (толкование повествовательной, т. е. не законодательной части Торы) часто оперирует аллегориями и притчами, скрывая под «сказочной» оболочкой глубокие истины, относящие к эзотерической части Торы — Каббале.

[vi] Сефер А-Зоар — «Книга Зоар (Сияния)», центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.