Темы: Исправление, Природа, Благословения, Безопасность, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, на фоне последних разрушительных землетрясений есть много разговоров на эту тему. Слышал, что в иудаизме есть даже специальное благословение на землетрясение и другие необычные природные явления. Марк
Уважаемый Марк,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, есть специальные благословения на землетрясение, гром, молнию, ураган и т.п.
Благословение на землетрясение
Обычно большую часть жизни человек проводит при более-менее постоянном порядке природных явлений. Солнце встает и садится, времена года сменяют друг друга в установленном порядке и т.п. Всё так стабильно и размеренно, что у человека может возникнуть заблуждение: всё это происходит «само по себе», без постоянного Б-жественного участия.
Однако иногда случаются природные катаклизмы, которые «выводят» нас из обычного хода вещей. Важно помнить, что и эти катаклизмы происходят по воле Творца и призваны помочь нам исправить свои действия и напомнить о существовании Творца. Так, Талмуд (Брахот 59а) говорит, что гром был создан, чтобы исправить «изгибы» в сердце человека.
Чтобы такие события не прошли бесследно мимо нашего сознания, мудрецы установили специальные благословения на природные явления, выходящие за пределы обычного хода вещей.
Вот благословение на землетрясение:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, עושה מעשה בראשית.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, Осэ маасе берешит).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий мироздание.
Можно также произнести и другое благословение:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, שכוחו וגבורתו מלא עולם.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, ше-Кохо у-Гвурато мале олам).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир.
Благословение произносят, даже если почувствовали легкие толчки, — либо в момент самого землетрясения, либо через 2-3 секунды после него. Если не успели произнести в течение этого времени и землетрясение закончилось, то произносить благословение уже не надо.
Понятно, что во время землетрясения в первую очередь нужно позаботиться о спасении жизни людей и для этого — выполнять предписания службы тыла. Так что, если существует опасность для жизни, тому, кто не помнит благословение наизусть, не стоит в первую очередь бежать за Сидуром (молитвенником) и искать, что именно надо произносить. Первым делом необходимо найти безопасное убежище для себя и семьи.
Землетрясение в Иерусалиме
В Шульхан Арухе[i] (Орах Хаим 676:4) сказано: если было землетрясение, устраивают общественный пост. Интересно, что в книгах некоторых галахических авторитетов (знатоков еврейского Закона) говорится, что в Иерусалиме не принято устраивать такой пост. Дело в том, что существует предание: в Иерусалиме землетрясение не принесет вреда (При Адама, Законы поста 2:12, основано на «Авот дэ-Раби Натан»[ii] 35:1).
Каф а-Хаим[iii] (676:26) упоминает землетрясение, которое произошло в Иерусалиме в 1927 году. Он пишет, что было много чудес и потому никто из еврейского населения не пострадал.
Благословения на гром и молнию
Гром и молния также являются природными явлениями, выходящими за рамки обычного хода событий. На них также произносят специальные благословения, которые мы привели и выше.
Когда видят молнию, говорят:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, עושה מעשה בראשית.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, Осэ маасе берешит).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий мироздание.
Когда слышат гром, говорят:
ברוך אתה ה' אלוקינו מלך העולך, שכוחו וגבורתו מלא עולם.
(Барух Ата, а-Шем Элокэйну, Мелех а-Олам, ше-Кохо у-Гвурато мале олам).
Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сила и могущество Которого наполняют мир.
Поскольку скорость света больше скорости звука, то часто мы сначала видим молнию, и тогда на нее нужно произнести благословение. А затем слышим гром, на него также нужно произнести благословение. Т.е. в таком случае мы благословляем два раза.
Если слышим гром и видим молнию одновременно, произносим одно благословение — «…Осэ маасе берешит».
Если видели только молнию или даже не саму молнию, а только ее отблеск, благословение произносят.
Если слышали только гром, благословение произносят.
Благословлять нужно либо в тот момент, когда видим молнию или слышим гром, либо через 2-3 секунды после этого.
Если эти явления — «в рамках» одной грозы, то благословения на гром и молнию произносят только один раз. Если тучи разошлись и небо прояснилось, а потом снова собралась гроза и мы снова видим молнию и слышим гром, нужно благословить повторно.
Если сегодня на гром и молнию произнесли благословения, а назавтра снова слышат гром и видят молнию, то и благословение снова произносят.
Заключение
Мы выяснили, какие благословения произносят на различные природные явления. А теперь, мы должны постараться исправить свои действия и молиться, чтобы у Всевышнего не было необходимости напоминать нам о Своем присутствии с помощью природных катаклизмов.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[ii] «Авот дэ-раби Натан» — дополнение к Пиркей Авот, составленное, согласно Традиции, раби Натаном а-Бавли, кодификатором Мишны.
[iii] Раби Яаков-Хаим Софер (Каф а-Хаим; 5627-5699 / 1867-1939, Багдад, Иерусалим) — выдающийся законоучитель и каббалист. «Каф а-Хаим» — его основное галахическое сочинение, комментарий на раздел Шульхан Аруха «Орах Хаим». По каждому вопросы он подытожил мнение большинства авторитетных законоучителей и предложил свое решение. Привел каббалистические обоснования многих законов и обычаев.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Захария Матитьяу
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.