Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «не злоупотребляй разговорами с женщиной»? Ведь жена помогает мужу!

Темы: Заповеди, Женщина, Муж и Жена, Будущий мир, Изучение Торы, Общение супругов

Отложить Отложено

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно истолковать два изречения: 1) «Жена — это лакмусовая бумажка, жена стоит против мужа и этим помогает ему»; 2) «Не злоупотребляй разговорами с женщиной, тем более — со своей женой». Заранее благодарна за ответ. Светлана

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Светлана!

Спасибо, что обратились к нам.

Вопрос первый

Формулировка «Жена — это лакмусовая бумажка и т. д.» в том виде, как Вы цитируете, в еврейской Традиции не встречается. Поэтому, строго говоря, объяснять тут нечего. Правильнее будет обратиться к той статье (уроку, лекции), где эти слова прозвучали, и понять, какую идею автор хотел до нас донести.

По всей видимости, услышанное Вами связано со стихом Торы (Берешит 2:20): «И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел подспоры соразмерно ему». Слова «подспоры соразмерно ему» (на иврите «эзэр ке-нэгдо») требуют пояснения. Согласно простому смыслу — и так комментирует Сфорно[i] — это значит: помощь, подходящая для него, — не как остальные животные, которые не подходят для этой роли.

А мудрецы Талмуда и Мидраша толкуют эти слова следующим образом (Йевамот 63а, Берешит Рабба 17:3, приводится у Раши[ii] в комментарии к этому стиху): «Удостоился )человек) (жена) в помощь ему, не удостоился против него» («ке-нэгдо» имеет несколько значений, в том числе значение «против»).

Эти слова Раши поясняет так (Эрувин 54 б, приводится в примечаниях раби Йешаи Пика[iii] к Йевамот 63а): «Удостоился (заха) — если есть у него удача, счастливая судьба, мазаль тов (буквально: «хорошее созвездие»).

Что это значит? Есть человек, судьба которого, т.е. его роль и предназначение в этом мире — служить Всевышнему вместе с женой, пользуясь ее помощью в изучении Торы и исполнении заповедей. Жить, как говорится, душа в душу. Это, бесспорно, мазаль тов — хорошая судьба. А есть другой, кому суждено «пройти» через этот мир в одиночестве, преодолевая препятствия, которые ставит ему жена. Он не удостоился счастливой судьбы, жена против него.

Отметим: в любом случае и хорошая судьба, и плохая дается человеку исключительно ради его блага. Всевышний в Своей великой мудрости решает, как именно каждый из нас должен служить ему: в радости или через страдания. Но оба пути могут привести, в конце концов, к награде Будущего Мира[iv].

На практике редко случается, чтобы в жизни были только радости или только страдания. Обычно мы получаем Свыше «салат», в котором и того и другого предостаточно. Так и жена не бывает мужу только «помощью» или только «противником». Как правило, нормальная среднестатистическая супруга успешно справляется с обеими ролями.

Не лишним будет привести здесь и комментарий автора книги «Хохмат Маноах»[v]: «Удостоился — заслужил, заработал своими усилиями в Торе и заповедях». Т.е. поведение жены каким-то образом связано с праведностью мужа.

Не секрет, что именно на муже лежит основная ответственность за духовно-ориентированный облик семьи. Если же он не выполняет возложенных на него обязанностей и не оправдывает надежд, то рискует получить противника в лице собственной подруги жизни.

(Стоит заметить: в наше время проблемы в семье возникают не из-за «слабенькой» праведности мужа и даже не из-за особенно плохого мазаля. В большинстве случаев настоящая причина достаточно банальна: пара просто не умеет грамотно строить отношения. Но это уже совсем другая тема).

Вопрос второй

«Не злоупотребляй разговорами с женщиной…» — это мишна в Пиркей Авот[vi] (1:5): «Раби Йосей бен-Йоханан говорил: “…и не веди праздных разговоров с женщиной, даже, как о том сказано, с собственной женой, тем более — с женой твоего ближнего”. Сказали на основании этого мудрецы: “Каждый, кто ведет праздные разговоры с женщиной, вредит себе и отвлекается от занятий Торой, и, в конце концов, окажется в Геиноме”»

Людям присуще желание поболтать. Просто так, ни о чем. Эмоциональное общение. Особенно женщинам без этого — ну никак. Ей целый день было не с кем поговорить, накопилось уже. А тут муж с работы пришел (а для чего еще он пришел, если не поболтать?), слово за слово — уже полночь. Четыре часа общались, не заметили. А от еврея требуется Тору учить, заповеди соблюдать, над собой работать. Неудивительно, что мудрецы «нервничают»: «Не веди праздных разговоров… смотри на часы: на урок сходить надо, на молитву, тебя хеврута (напарник по учебе) ждет…»

Всё должно быть в верной пропорции, точной дозировке. Никто не сказал, что нельзя говорить с женой. Наоборот, нужно и необходимо проводить время вместе (без телефона!!), гулять вдвоем, выезжать на отдых. Есть семьи, в которых супругам действительно требуется много времени на общение (часто — молодоженам). Это нормально. Столько, сколько надо для здоровых, близких отношений. Но всему свое время, поэтому и советуют мудрецы: говорите, общайтесь, только не за счет вашего Будущего Мира.

Ведь семейная пара наследует один общий удел в мире вечном. Две половинки одной души. Жалко променять бесконечное совместное наслаждение на кухонную болтовню. Заботливая жена первая выгонит мужа учить Тору.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания, выдающийся раввин.

[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iii] Раби Йешая Пик Берлин (5479-5559 / 1719-1799, Германия) — знаток еврейского Закона, глава раввинского суда, автор примечаний к Вавилонскому Талмуду, которые позже были включены в «Масорет а-Шас» (книга ссылок на параллельные места в Мишне, Тосефте и самом Талмуде).

[iv] Подробнее о человеческой судьбе см. «Как мы, евреи, смотрим на судьбу?» (Н. Ж.).

[v] «Хохмат Маноах» — книга, содержащая примечания к Вавилонскому Талмуду, а также новые прочтения и прояснение сложных мест. Автор — Маноах-Гендель бен-Шмарья (умер в 5371 / 1611, Волынь, Польша, Литва, Вена) — знаток еврейского Закона, комментатор Талмуда, грамматист, каббалист и философ.

[vi] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между III веком до н.э. и III веком н.э.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.