Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как мы, евреи, смотрим на судьбу?

Темы: Цель творения, Награда и наказание, Предопределение, Каббала, РАМХАЛЬ, Астрология, Судьба

Отложить Отложено

Здравствуйте! Очень хочу спросить: как мы, евреи, смотрим на судьбу? Могу ли я что-то глобально поменять в своей жизни? Скажем, прожил человек полжизни в бедности, может ли стать богатым? Или стоит довольствоваться тем, что есть, и судьбу не изменить? Благодарю за ответ. N.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за Ваш вопрос!

Может ли человек что-то изменить в этом мире? Есть ли у нас возможность повлиять к лучшему на собственную жизнь? Разбогатеть? Выздороветь от тяжелой болезни? Заработать долголетие, признание? Или, может быть, всё предначертано: кому суждено Свыше — тот получит блага, а кому нет — зря пытается?

Обратимся к источникам еврейской мудрости. Талмуд в трактате Нида (70 б) приводит ряд вопросов, которые члены александрийской общины задали раби Йеошуа бен-Хананье[i].

Вот их диалоги (в нашем изложении):

— Что делать человеку, чтобы поумнеть (продвинуться в постижении Торы)?

— Больше учиться и поменьше заниматься торговлей.

— Но многие так делали и не поумнели!

— Просить милости у того, кому принадлежит мудрость

— Раз так, то можно и не учиться?

— Нет, одно без другого не работает.

— Что делать человеку, чтобы разбогатеть?

— Больше торговать и вести дела честно.

— Но ведь многие так делали и не разбогатели!

— Просить милости у того, кому принадлежит богатство

— Раз так, тогда можно и вовсе не торговать?

— Нет, одно без другого не работает (конец цитаты)

Значит, есть возможность достичь успехов в этом мире! Трудись, проси помощи у Всевышнего — и ты победитель, результат придет.

Но… в том же трактате (16 б), приводятся слова раби Ханины бар-Папа[ii]: есть ангел по имени Лайла, отвечающий за зачатие. Его задача — предопределить (по слову Всевышнего) судьбу человека. Мужественный будет или слабый, умный или глупый, богатый или бедный. Как же так? Противоречие!

Раба[iii] и рав Хисда[iv]

И в трактате Моэд Катан (28 б) читаем: сказал Рава[v]: долголетие, потомство и пропитание зависят не от заслуг человека, а от его мазаля (судьбы, созвездия).

Рава приводит удивительный пример из жизни своих учителей Рабы и рава Хисды. Оба мудреца были праведниками. Их заслуги были настолько велики, что во время засухи они вызывали дожди своей молитвой. При этом рав Хисда прожил 92 года, а Раба — 40 лет. В семье рава Хисды было 60 свадеб его потомков, а в семье Рабы — 60 похорон. У рава Хисды собак кормили хлебом из лучшей муки, а в доме Рабы ели самый простой хлеб, да и того не хватало.

Но… сам Рава говорит (там же), что просил у Всевышнего такое богатство, как у рава Хисды, и его молитва была принята Небесами: он разбогател.

И разве не об этом говорит известное изречение мудрецов в трактате Шабат (156 а): «Эйн мазаль лэ-Исраэль» — судьба еврея неподвластна звездам (хотя и определяется звездами)? Т. е. судьба еврея не подвластна им полностью, всё можно изменить молитвой и добрыми делами?

Так можно изменить или нет?!

Ряд выдающихся еврейских мыслителей занимался этим вопросом. Постараемся изложить здесь одно из возможных решений. Пойдем по тропинке, проложенной Раби Моше-Хаимом Луццатто — Рамхалем[vi]. А в проводники возьмем книгу рава Хаима Фридлендера — «Сифтэй Хаим»[vii], в которой автор излагает в более доступной для читателя форме сложные идеи великого философа и каббалиста.

Мазаль эльйон и мазаль тахтон

Автор «Сифтэй Хаим» пишет, что слово «мазаль» обозначает два явления: мазаль эльйон (верхний) и мазаль тахтон (нижний). Объясним их.

Верхний мазаль

Мироздание должно прийти к окончательному исправлению, цель которого — раскрытие Единства Творца. Это должно произойти за счет личной работы каждого человека. Судьба, которая определяет задачу человека еще до его рождения, называется «мазаль эльйон». Это — корень его души. Верхний мазаль включает все те условия жизни человека (характер, место и время рождения, образ жизни и т. д.), которые необходимы для реализации его личного вклада в цель Творения. У каждого — своя «полоса препятствий», своя задача.

Нижний мазаль

Нижний мазаль — это программа, заложенная в системе звезд и планет. Все решения, принятые в высших, духовным мирах, трансформируются в события материального мира именно через звезды. Звезды не решают судьбу, они ее «готовят», приводят в действие. Звезды — только проводник. Настоящие гадатели (не факт, что сегодня такие есть) могли прочитать судьбу человека по расположению светил в час его рождения.

Мазаль тахтон в какой-то мере доступен людям, а мазаль эльйон — это тайна Творца. Детали судьбы скрыты от людей. Только Б-г знает, как именно Он приводит мир к совершенству.

Итак, мазаль эльйон определяет судьбу человека, а мазаль тахтон реализует ее, переводит в явления действительности нашего мира: события, достижения, потери. Так Всевышний управляет жизнью людей. Эта схема управления называется Анхагат а-мазаль — «руководство судьбы», «путь судьбы».

У Творца два пути управления человеческими судьбами

Рамхаль, описывая глубокие тайны мироздания, продолжает: параллельно с Анхагат а-мазаль существует еще один путь, на котором Всевышний решает будущее людей. Этот путь основан на принципе награды и наказания. Рав Фридлендер называет его «руководство Правосудия» — Анhагат а-Мишпат.

Путь судьбы — Анhагат а-мазаль — определяет судьбу человека вне зависимости от его поступков. Как было сказано, это — решение Свыше, ставящее целью привести мир к окончательному исправлению. Но второй путь, Путь Правосудия — Анhагат а-Мишпат — предполагает, что будущее устанавливаются в соответствии с поступками самого человека. Поступил правильно — получил награду: блага этого мира, возможность использовать их для будущих правильных действий. И наоборот: грех приводит к потере земных благ, что подталкивает человека к раскаянию.

Бедность раби Элазара[viii]

В трактате Таанит (25 а) читаем: раби Элазар бен-Пдат был настолько беден, что ему приходилось страдать от голода. Как-то он сделал кровопускание, а из еды у него была только головка чеснока. Съев чеснок, раби Элазар от слабости впал в забытье. Очнувшись, он рассказал мудрецам, пришедшим навестить его, о своем видении. Всевышний открылся ему, и раби Элазар спросил:

— Долго мне еще страдать в этом мире?

— Элазар, сын мой, тебе лучше, чтобы Я перевернул мир и «запустил» заново? Тогда, возможно, родишься под знаком (мазаль) достатка, — ответил Б-г.

— Даже если перевернешь мир, то только «возможно»? — удивился раби Элазар. — Настолько сложно изменить мою участь? (Конец цитаты).

Есть такая судьба, которую никак нельзя изменить, легче перевернуть весь мир. Если, причина бедности — Анhагат а-мазаль, то в этом — основное испытание человека и его удел в служении Б-гу, как у раби Элазара. Здесь не помогут ни сгулот («чудодейственные средства»), ни молитвы, ни заслуги. Мир никогда не придет к исправлению, если раби Элазар станет богатым.

Но есть бедность, зависящая от поступков человека, — Анhагат а-Мишпат, когда Свыше нет препятствий, а человек не может разбогатеть из-за своих грехов или недостатка заслуг.

Постоянное испытание

Рамхаль добавляет: неслучайно эти два пути работают вместе. Человек никогда не знает, произошло то или иное событие в его жизни из-за его собственных поступков или было предопределено заранее. Само это сомнение служит постоянным испытанием человеку.

Например, не дай Б-г, серьезно заболел ребенок. Если бы родители точно знали: это судьба, испытание, Всевышний желает видеть нашу веру — не только когда всё гладко. Всё, что от нас требуется, это пережить тяжелый период, используя его для приближения к Всевышнему. И для лучшего постижения того, что всё к лучшему.

Или, наоборот, если бы родители знали, что беда — это наказание за их грехи. И тут всё ясно: надо делать тшуву (раскаяться), искать, в чем провинились, исправляться…

А родители не могут знать, почему они страдают: из-за своих поступков или потому, что так суждено. Они переживают, действуют в ситуации неопределенности. Приходится и раскаиваться, и укрепляться в вере одновременно. Это сомнение само по себе — испытание. Дополнительное испытание.

«Эйн мазаль лэ-Исраэль» на уровне звезд

Одно из открытий Рамхаля, в трактовке рава Фридлендера, в том, что не только установления верхнего мазаля воплощаются в жизнь через звезды. Даже будущее, вытекающее из поступков самого человека (Анhагат а-Мишпат), реализуется в этом мире с их помощью. Звезды — это такой универсальный проводник: всё, что решено, неважно каким образом, Наверху, должно пройти через систему нижнего мазаля.

Выше мы привели изречение из Талмуда о том, что евреи не подвластны звездам, их молитвы и заслуги могут отменить приговор. По Рамхалю, эти слова надо понимать так: даже если звезды уже «готовят» человеку проблемы, иногда есть возможность их избежать. Когда? В том случае, если эти проблемы — следствие поступков самого человека. Ведь Анhагат а-Мишпат тоже «спускается» через звезды. Именно на этот случай у евреев есть «протекция» Наверху, что позволяет «обойти» звезды.

Однако будущее, предначертанное Мазаль Эльйон, заложено в самом корне человеческой души и не зависит от молитв и добрых дел. Как это следует из сообщений о раби Элазаре и учителях Равы. Этого предначертания нельзя избежать.

Мы подошли к ответу на наш вопрос. Да, человек может и должен менять свою жизнь к лучшему и достигать — усилиями, молитвой и заслугами — успехов в этом мире. (Чтобы использовать их для служения Всевышнему, конечно). Но при этом надо знать, что далеко не всё в наших руках. Всегда останется нечто недосягаемое.

Удачи Вам! Хорошего мазаля!

С уважением, Нохум Желязник

 

[i] Йеошуа бен-Хананья — мудрец Мишны, ближайший ученик Раби Йоханана бен-Закая, глава Санхедрина в период после разрушения Второго Храма.

[ii] Ханина бар-Папа — мудрец Талмуда, 4 в., Вавилония.

[iii] Раба бар-Нахмани — мудрец Талмуда, ученик рава Хисды, Вавилония.

[iv] Рав Хисда (3977-4069 /217-309/) — мудрец Талмуда, глава ешивы в Суре.

[v] Рав Аба бар-Йосеф (в Талмуде его называют Рава; 4039-4112 /279-352) — основатель ешивы в Махозе; один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.

[vi] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения, автор многих известнейших книг. Подробнее о Рамхале можно прочесть здесь.

[vii] Рав Хаим Фридлендер (1923-1986 / 5683-5746, род. в Бреслау, ныне Вроцлав) — известный израильский раввин, духовный наставник и мудрец Торы. Глубоко изучал труды Рамхаля, и благодаря ярким комментариям рава Фридлендера наше поколение смогло заново открыть для себя его труды. Уроки и система взглядов рава Фридлендера изложены в книгах «Сифтэй Хаим», выпущенных уже после смерти рава его учениками.

[viii] Раби Элазар бен-Пдат (в Талмуде часто просто «раби Элазар») — мудрец Талмуда, ученик раби Йоханана, заложившего основы Иерусалимского Талмуда. После смерти учителя стал во главе мудрецов Эрец-Исраэль.

Материалы по теме

Астрология — взгляд Торы

Рав Шимон Соскин

Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Путь Творца

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»

Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".

Зачем создан мир?

Рав Реувен Куклин

Какова цель всего этого?..


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.