Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если человеку посылают беды — это ради испытания или в наказание?

Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Наказание, Свобода выбора, Грех, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, меня зовут N., я из г. Чебоксары. Вопрос: можно ли отличить испытания от наказания?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос действительно важен. Человек сталкивается с проблемами и трудностями, а то и бедами — как к этому относиться? Что это? Наказание за какие-то грехи, ошибки прошлого? Или испытание: как он поступит в настоящем?

А какая разница? А такая: если наказание, надо раскаяться в грехах и исправиться. Если испытание, надо с честью его пройти, из возможных вариантов действий выбрать правильный и отвергнуть неправильные.

Итак, можно ли отличить одну ситуацию от другой и на этом основании решить, как поступать: каяться или делать правильный выбор?

Ответ представляется таким: вполне возможно, что и нельзя отличить — и не надо! Потому что любая проблема действительно может быть как наказанием, так и испытанием — или и тем, и другим одновременно!

Никто не безгрешен, поэтому всегда есть в чем каяться — и трудности об этом напоминают. Анализ своих поступков, стремление улучшить характер, делать больше добра и меньше зла, помогать людям, быть приветливым и дружелюбным и избегать обид и ссор — это всегда хорошо. И если беда подтолкнула человека работать в этом направлении, то и получается, что нет худа без добра.

В то же время, в какой бы ситуации ни оказался человек, у него есть свобода выбора, а значит, есть и испытание: какой выбор сделает? Если есть разные варианты действий, то вот и очевидный выбор, и надо решить, какой из этих вариантов правильнее. Если же нет вариантов действий, остаются варианты реакции человека на то, что с ним происходит. Варианты его отношения к происходящему.

Можно жаловаться на свой жребий. На Б-га, Который так с ним поступил. Можно негодовать на людей, если проблемы исходят от них, а то и пытаться «отомстить». А можно принять происходящее как справедливую Волю Б-га — или как то же наказание за грехи! — и воздержаться от жалоб в Его адрес, тем более — от попыток навредить другим людям.

Можно расклеиться, опустить руки, впасть в отчаяние и депрессию, отказаться от дальнейших попыток что-то сделать в этой жизни, которая так несправедлива. А можно, наоборот, использовать невзгоды для закалки характера и накопления ценного, пусть и горького, опыта жизни. И продолжать жить, идти вперед с позитивом, но и с учетом обретенного опыта.

Мне довелось лично знать двух людей, прошедших Освенцим. И именно их потомков — детей и внуков — я увидел в наибольшей степени здоровыми и цельными людьми, с ними было удовольствие иметь дело. Одни люди в тяжелейшей ситуации сломались, но другие выковались и стали сильнее.

А потом можно делиться своим опытом и с другими: либо предостерегать их от действий, в результате которых те попадут в такую же трудную ситуацию; либо, если уже попали, советовать, как справляться. Или просто поддерживать, а то и воодушевлять: не волнуйся, и со мной было так, ты не один в этой ситуации и не хуже других (ведь часто именно это волнует человека, попавшего в беду, и мешает ему действовать), и у тебя станет лучше.

Итак, в любой трудной ситуации можно проанализировать свое поведение и раскаяться в грехах — и одновременно, оценив варианты действий, сделать правильный выбор. Одно другому не мешает.

Другое дело, что всё это легко сказать, но не так-то легко сделать. Ведь я хороший и всё стараюсь делать правильно, а тот человек меня обидел! Это он грешник! И я должен не наказывать его за грех, а выискивать собственные грехи и каяться?!

Да, и это трудно. Но в этом наше испытание. И тому, кто с честью выстоит, гарантирована великая награда.

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.