Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеет ли смысл помогать какой-то семье в Африке, если действительно деньги идут на мешок риса?

Темы: Деньги, Цдака, Рамбам, Милосердие, Помощь, Работа, Спасение жизни

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины. Имеет ли смысл и хорошо ли помогать какой-то семье в Африке, если действительно деньги идут на мешок риса? Есть ли в этом смысл для мира, для людей, и доброе ли это дело? Или только делает их страну и людей более ленивыми и зависимыми? Или, всё же, это польза? А.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А.!

Вы задаете интересный вопрос.

Только его, вроде бы, можно и расширить. Почему именно какой-то семье в Африке? В своей стране тоже могут быть бедные люди, о которых можно спросить: надо им помочь — или помощь только сделает их более ленивыми и зависимыми? Только в своей стране, если она не относится к «тем самым» африканским и т. п., вопрос автоматически ставится не о стране в целом, а о конкретных людях.

Или же — об их обществе. Ведь даже в богатых и развитых странах не только есть бедные, но и бывают определенные группы населения, где бедность в среднем выше. Так стоит ли им помогать — или это сделает их общество более ленивым и зависимым?

И здесь Вы правильно отвечаете, что, в принципе, лучшая помощь нуждающимся людям — помочь им стать самодостаточными. Дать возможность зарабатывать деньги. Так, чтобы больше им помощь уже не понадобилась.

Да и их человеческое достоинство так будет сохранено: ведь человек по своей натуре не любит получать милостыню, подачку, а предпочитает, чтобы благо было заслуженным, заработанным. (Хотя если он — член целого общества людей, получающих вспомоществования, тогда, возможно, унижение не столь велико — ведь в своем окружении он не хуже других).

Поэтому Рамбам[i], перечисляя разные уровни благотворительности (Законы о милостыне 10:8), пишет, что высший из них — не просто дать человеку деньги, а предоставить шанс их заработать. Дать ему работу. Или взять к себе в партнеры.

Разумеется, если есть такая возможность. Поэтому, например, когда один еврейский бизнесмен в Америке изъявил желание поддержать бедные семьи в Израиле, раввин сказал ему: лучше всего открыть там отделение его фирмы и дать людям возможность там работать. Вот и в каждом случае, когда есть какие-то проекты по развитию местной экономики и увеличению занятости, лучше поддержать эти проекты, чем просто раздавать пособия или еду.

Другое дело, что предоставление возможности зарабатывать — это более долгосрочное и фундаментальное решение проблемы. Если же человек находится в острой нужде прямо сейчас, то, пока его трудоустроят, он может уже умереть с голоду. Как рана, которая сильно кровоточит, — первым делом надо ее перевязать, а уж потом организовать долгосрочный курс лечения.

Причем перевязать рану и спасти от смерти сейчас надо в любом случае, вне зависимости от того, что там будет с долгосрочным лечением.

Вот и в экономическом плане так. Не всегда можно сразу обустроить жизнь человека, чтобы стал он самодостаточным, тем более — жизнь целых стран. А пока что надо побеспокоиться, чтобы все эти люди не умерли с голоду. И проявить то самое милосердие, которое у нас должно быть.

Другое дело, что в отношении благотворительности есть четкое правило, которое выводится из стиха Торы (Шмот 22:24): «Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя…» Это значит: если стоит вопрос, кому помогать деньгами, то в первую очередь — «народу Моему», собратьям-евреям. Затем, если возникает вопрос, какого именно еврея поддержать, то — «бедного». А если вопрос, какого именно бедного еврея, то — того, который «у тебя»: прежде всего, поддержать бедняков своего города. Мудрецы также добавляют: прежде всего — поддержать членов своей семьи.

Поэтому, хотя, конечно, и африканские семьи нуждаются в помощи, сначала всё-таки надо позаботиться о своей семье. А как именно заботиться? Как сказано: лучше всего предоставить возможность заработать деньги, а там — и все другие способы, которые перечисляет Рамбам.

Тора очень высоко ставит заповедь благотворительности, и, поскольку мир неидеален, всегда будут случаи, когда человеку надо помочь, и если не всегда удастся полностью его обустроить — так хотя бы спасти от смерти или краха здесь и сейчас.

Да поможет Б-г всем беднякам — и всем тем, кто помогает им!

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.