Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я «победила» в споре одну даму, а оказалось, у нее психические отклонения…

Темы: Обида, Исправление, Раскаяние, Тшува, Прощение, Характер, Споры, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Доброе время суток. Недавно со мной произошёл один случай, хочу поделиться и получить совет. К большому сожалению, иногда я могу быть резкой и грубой, с детства такой характер. Активно работаю над этим и по сравнению с детством достигла больших успехов. «Приступы» грубости и агрессии случаются редко — в силу стресса, плохого настроения и т.д., не в этом суть.

Вопрос мой в другом. Пару дней назад была я в маркете, мне на пути встретилась дама, которая «задела» меня и произошёл короткий спор, в котором я одержала победу… Но… Прошло каких-то пару секунд, и я поняла, что этот человек не совсем здоров, а, следовательно, слабый и беспомощный… Там были и психические отклонения, и инфантильность, и т. д.

На тот момент я была под эмоциями и не успела среагировать, были бы в моём распоряжении ещё пару минут, я бы попросила прощение и сгладила бы ситуацию, но увы… И этот случай не даёт мне покоя… Я не могу об этом забыть и не знаю, как могу это исправить и избавиться от этого чувства… Пишу, а глаза на мокром месте… Надеюсь, мой вопрос не будет неуместным… Спасибо за внимание! N.

Отвечает рав Элияу Левин

Шалом, N.!

Работа над личными качествами — одна из самых важных и тяжелых задач, возложенных на человека. Само то, что Вы знакомы с собой, отдаете себе отчет в своих поступках и прилагаете усилия для личностного роста, — уже большое достижение. К сожалению, большинство людей предпочитает идти по пути «наименьшего сопротивления»…

Надо понимать, что исправление качеств — это процесс и практически невозможно изменить ситуацию «одним махом». Как во время войны, надо постепенно захватывать позиции, продвигая линию фронта всё глубже и глубже в тыл врага… Поэтому, если в процессе работы иногда происходят «сбои», надо уметь быть к себе снисходительной…

Сила тшувы (раскаяния) огромна, и нет качеств или поступков, которые невозможно было бы исправить. Как известно, процесс тшувы складывается из нескольких составляющих. Необходимо оставить неправильный путь, раскаяться в содеянном, принять решение впредь так не поступать и произнести видуй (признание ошибки и просьба к Творцу о прощении). Если мы нарушили законы Торы, регулирующие отношения человека с его ближним, то тшува должна также включать в себя исправление ошибки и извинение перед тем человеком, которого мы обидели.

Если мы знакомы с «пострадавшим», то всё относительно просто: надо приложить усилия, чтобы он простил. (Даже если человек, которого мы обидели, умер, существует специальная процедура, когда обидевший просит прощения на его могиле).

Как я понимаю, в Вашей ситуации попросить прощения невозможно, поскольку с той женщиной Вы не знакомы и вряд ли когда-либо встретитесь. Как же тогда поступать?

Талмуд рассказывает о страшном преступлении царя Ордуса (Ирода), который убил практически всех еврейских мудрецов… Раскаявшись, он пришел к раввину Баве бен-Бута[1] и спросил, как исправить свой грех. Раввин ответил ему так: «Ты погасил “свечу этого мира”, и ты должен восстановить “свет этого мира”! Займись восстановлением Иерусалимского Храма».

Мы видим, что даже тогда, когда грех, в принципе, непоправимым, всё равно остаются пути исправления!

Рабейну Йона Геронди[2] пишет в своем фундаментальном труде «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния») о человеке, осквернившем Имя Творца (как известно, это грех, хилуль а-Шем, является одним из самых тяжких). Чтобы исправить этот грех, Рабейну Йона предлагает освятить Имя Творца — поступать так, чтобы действия человека были прославлением Творца...

В Вашем случае самым правильным будет продолжить работу над собой, ни в коем случае не отчаиваться и постараться (в меру возможностей) проявлять эмпатию даже к тем людям, которые, на первый взгляд, этого не заслуживают.

Желаю Вам удачи на Вашем пути и всего самого наилучшего!

С уважением, Элияу Левин


[1] Бава бен-Бута — танай (мудрец Мишны) первого поколения, один из великих в своем поколении, ученик Шамая.

[2] Рабейну Йона бар-Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263; Испания) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.