Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть, если устал от изучения Торы и учебы в целом?

Темы: Ненависть, Любовь, Депрессия, Изучение Торы, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Уважаемый Ребе. Скажите, как поступать в ситуации, когда устаешь от изучения Торы и еврейской литературы и учебы в целом. Стоит ли себя заставлять принудительно учиться, когда сил сосредотачиваться совсем нет, да и состояние эмоционального упадка? Я стараюсь каждый день хоть одну страницу прочитать, но хочется быть хорошим учеником. Спасибо. N.

Отвечает рав Элияу Левин

Шалом, N.!

О той ситуации, которую Вы описываете, говорит древняя книга «Сефер а-Яшар»[i]. В жизни каждого человека есть различные периоды, и «Сефер а-Яшар» называет их «днями любви» и «днями ненависти». В «дни любви» всё идет как по маслу, а в «дни ненависти» всё валится из рук, нет мотивации что-либо делать и расположение духа — хуже некуда…

Эти времена сменяют друг друга с разной периодичностью. «Сефер а-Яшар» пишет, что в «дни ненависти» человек не должен быть слишком требовательным к себе и в этот период не стоит ожидать от себя таких же результатов, как в хорошие периоды. Однако опускать руки тоже неправильно, поскольку, если человек полностью запустит свое дело, ему будет очень трудно вернуться к привычному графику. Если мы говорим об изучении Торы, то в «дни ненависти» стоит снизить ежедневную норму ровно настолько, чтобы была возможность исполнять все свои обязательства в минимальном объеме до тех пор, пока состояние не улучшится.

Важно упомянуть: человек, изучающий Тору, должен думать также и об отдыхе. Рамбам[ii] пишет о необходимости здорового питания и сна. Шульхан Арух[iii] упоминает о том, что человек, изучающий Тору не должен отказываться от сна и отдыха, чтобы не сойти с ума от напряженной работы. Как в спорте — ни один тренер не даст своим ученикам с первого раза высокие нагрузки. И те, кто лишь недавно приступил к серьезному изучению Торы, должны быть «сами себе тренерами», действовать разумно и наращивать интенсивность занятий постепенно!

Мы можем повлиять на продолжительность «дней любви» и «дней ненависти». Чем большее удовольствие мы получаем от изучения Торы и духовного роста, чем глубже осознаем, насколько это важно для нас и для всего мира, тем более продолжительными становятся «дни любви». При правильном подходе и последовательной работе над собой мы можем быть уверены, что уровень нашей учебы будет расти качественно и количественно.

С наилучшими пожеланиями, Элияу Левин

 

[i] История еврейского народа, изложенная в мидрашах, 13 в.

[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, составлен в 16 в. раби Йосефом Каро.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.