Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если евреи не подвержены влиянию звезд, почему многие лояльны к астрологии?

Темы: Каббала, Рамбам, Авраам, Рамбан, Астрология, Устная Тора, Раши, Письменная Тора, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте, мой вопрос связан с фразой «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Смысл фразы понятен: что знамения и звезды не управляют еврейским народом. Но, во-первых: единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще?

Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?

Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В еврейских организациях даже бывают уроки на эту тему, я лично был на одном. В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения?

Я читал также труд Рамбама на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает?

Очень хочется понять этот вопрос, так как здравая логика тут бессильна, а разногласия даже среди мудрецов на эту тему сеют еще большее непонимание.

Лично я склоняюсь к тому, что по логике вещей и устройству вселенной события на земле как раз должны быть синхронизированы со светилами и небесными телами, и, возможно, в этом даже нет ничего антинаучного: ведь без гравитации, света и т. д. этих небесных тел (которые так, несомненно, расположил Б-г) жизнь бы на нашей планете не продержалась долго + как я уже говорил, многие мудрецы действительно разделяют эту точку зрения. Но прямой текст Торы и слова Рамбама заставляют меня усомниться в этом тезисе. Моше

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Моше!

Спасибо за интересные вопросы.

Сначала важно определиться с понятиями. В первом вопросе Вы упоминаете изречение «Эйн мазаль лэ-Исраэль». Это мнение раби Йоханана[i], которое приводит Вавилонский Талмуд (Шабат 156а). Вы спрашиваете, единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы. То есть, Вы справедливо называете мнение мудреца Талмуда Торой, поскольку действительно Вавилонский Талмуд — это один из источников Устной Торы.

А во втором вопросе Вы пишете: «есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?» Здесь мнение мудрецов Вы вынесли «за пределы» Торы. Поэтому буквально в двух словах: есть Письменная Тора — Пятикнижие, Пророки и Писания (Танах) — и Устная Тора — Талмуд, Мидраш, Каббала. Теперь ответы по порядку.

«Эйн мазаль лэ-Исраэль» (буквально: «Нет созвездия у Израиля»), то есть: знамения и звезды не управляют еврейским народом. Единственное ли это упоминание астрологии в контексте Торы? Если нет, то где еще?

В Письменной Торе, насколько мне известно, мы не найдем прямого упоминания астрологии, но есть стихи, которые можно так понять, причем «без натяжки». Посмотрим, как Пятикнижие описывает сотворение небесных тел и их назначение (Берешит 1:14-18): «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю. И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Б-г, что хорошо».

Среди разнообразных назначений небесных тел, о которых говорится в этих стихах, обратим внимание на два:

«Для знамений» — есть комментаторы, которые говорят, что речь идет о таких знамениях, как солнечные и лунные затмения, которые являются плохим знаком для мира. А Ралбаг[ii] полагает, что речь идет об астрологии. А именно, что знамения — это воздействие Небес, на которое указывают звезды. В этом же духе он объясняет и продолжение стиха: слова «и для времен (назначенных)» означают, что власть звезд ограничена. И на то, что указывает сегодня одна звезда, завтра будет указывать другая. Слова «и для дней и лет» означают, что иногда  — в какой-либо день или год — одна звезда «правит», а иногда другая. Подобным образом комментирует и Рабейну Нисим[iii].

«Для правления» — по мнению Рамбана[iv], здесь речь идет о том, что Творец дал небесным телам силу влиять на все происходящее на земле. А это положение является основой астрологии.

Похожее упоминание о функции звезд находим и в книге Ийова (38:31-33):

«Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила? Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли ты установить их господство на земле?»

Ещё можно привести стих из книги пророка Ирмияу (10:2) «Так сказал Господь: не учитесь пути тех народов и не страшитесь знамений небесных, как боятся их те народы». Отсюда раби Йоханан и делает вывод о том, что «эйн мазаль лэ-Исраэль», созвездия не властны над Израилем. Мальбим[v] комментирует: если не будете учиться путям народов, чтобы ходить этими путями, то знамений небесных не бойтесь, поскольку вы находитесь под присмотром Всевышнего, а не под воздействием звезд. Но если будете учиться путям народов, то выйдете из-под непосредственного правления Творца. И, соответственно, окажетесь под влиянием звезд.

Что касается Устной Торы, то в ней есть множество ясных упоминаний об астрологии. Так, «Эйн мазаль лэ-Исраэль» — это, как мы помним, слова мудреца Талмуда раби Йоханана, а с ним спорит раби Ханина[vi], считающий, что и еврейский народ подвластен звездам (Шабат 156а).

Приведу только ещё один пример. В Пятикнижии сказано (Берешит 15:4-5): «И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. И вот сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое». Раши[vii] приводит мидраш, который объясняет слова «И вывел Он его наружу» так: согласно расположению звезд у Авраама не могло быть детей, и Всевышний вывел Авраама из его «астрологической карты» наружу.

Кстати, другой мудрец Талмуда — Рав[viii] — выводит отсюда ещё одно подтверждение того, что «Эйн мазаль лэ-Исраэль»: мы видим, что самым началом еврейского народа был выход из-под власти звезд.

Второй вопрос: значит ли это, что над другими народами звезды всё-таки властны, есть ли какое-то мнение у Торы по этому поводу? Или мы имеем лишь интерпретации мудрецов?

Как мы видели выше, в Письменной Торе в нескольких местах упоминается власть звёзд над нашим миром, но эти упоминания неоднозначны, их можно понять и по-другому. Мудрецы же Устной Торы многократно упоминают власть звёзд над миром, и только раби Йоханан, Рав и ещё несколько мудрецов считают, что евреи не подвластны звездам. И даже это мнение Раши объясняет так: власть звезд над еврейским народом существует, но она не абсолютна, так как молитвой и заслугами можно отменить «постановление» звезд.

Третий вопрос: почему, несмотря на эту фразу, многие раввины лояльны к астрологии? В чем причина этого противоречия? Почему Каббала изучает эту науку, несмотря на то, что в Торе прямым текстом сказано, что евреев не должны волновать знамения?

Всё, о чем говорилось выше, отвечает и на этот вопрос тоже.

Я читал также труд Рамбама[ix] на эту тему, где он заявляет, что это не только не работает в случае с евреями, но и в принципе антинаучно, а поэтому не имеет место быть. Но почему он так говорит, если, хоть Б-г и избавил евреев от знамений, в Торе есть несколько подтверждений тому, что для других народов это всё еще работает?

Действительно, Рамбам полагал: астрология — это пустословие, не имеющее никакого отношения к науке и заимствованное евреями от других народов. Многие другие мудрецы того же периода «ришоним»[x] (Раши, Рамбан, Нимукэй Йосэф[xi], Меири[xii]) спорят с ним.

Тема эта очень обширна, но в рамках нашей рубрики я вынужден остановиться здесь. Важно отметить, что отдельного внимания заслуживает вопрос, можно ли пользоваться услугами астрологов.

В заключение приведу знаменитый стих из книги пророка Йешаяу (40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите — кто сотворил их? Тот, Кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется» (см. также ответ о космосе). Нельзя забывать: и по мнению мудрецов, которые относятся к астрологии серьезно, звезды — только проводники единой абсолютной власти Творца.

С уважением, Менахем Эпель

 

[i] Раби Йоханан (ум. в 4039 /279) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.

[ii] Раби Леви бар-Гершом (Ральбаг; 5048-5130 /1288-1370, Прованс) — выдающийся философ и комментатор Писания.

[iii] Рабейну Нисим бар-Реувен (Ран; ок. 5070-ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

[iv] Раби Моше бен-Нахман (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[v] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (5569-5640 /1809-1879, Украина, Румыния, Белоруссия, Пруссия) — выдающийся законоучитель, раввин и комментатор Писания.

[vi] Раби Ханина бар-Хама (Вавилония — Эрец-Исраэль) — один из первых мудрецов Талмуда, ближайший ученик Раби Йеуды а-Наси, кодификатора Мишны; глава ешивы в Ципори. Раби Йоханан был его учеником.

[vii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[viii] Рав — полное имя раби Аба бар-Ибо (3935-4007 /175-247) — глава евреев Вавилонии, основатель ешивы в Суре.

[ix] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[x] Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.

[xi] Раби Йосеф Хавива — знаменитый законовед, автор книги Нимукэй Йосэф («Аргументы Йосефа»).

[xii] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.