Темы: Сон, Забота о здоровье, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем, а сколько нужно спать по Торе?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Не секрет, что разным людям необходимо различное количество сна. Да и отношение ко сну не у всех одинаково. Одни видят сон, как возможность скрыться от объективной реальности, другие видят его величайшим наслаждением, а есть и такие, для кого сон — это вынужденное зло. А какое же отношение Торы ко сну?
Для начала следует отметить, что Всевышний в Своей безграничной мудрости наделил человека различными естественными желаниями. Когда человека мучает голод или жажда, ему необходимо утолить их. В силу различных гормональных процессов, протекающих в организме, у него возникает влечение к противоположному полу. А, когда он чувствует усталость, у него возникает желание прилечь и поспать. Понятно, что эти желания невозможно «аннулировать». Соответственно, в данном случае проблема состоит не в самих желаниях (потребностях), а в том, «когда их следует считать удовлетворенными».
Талмуд (Нэдарим 15а) говорит о человеке, поклявшемся, что не будет спать на протяжении трёх дней. Что делать, если человек дал такую клятву? Считается, что клятва является ложной, человек подвергается наказанию за дачу ложной клятвы и может спать, поскольку подобная клятва ни к чему не обязывает. Невозможно не спать три дня, это не от нас зависит.
Нет смысла отрицать огромное значение сна в нашей жизни, он необходим для нормального функционирования организма. Сон позволяет расслабиться и снять напряжение, как физическое, так и эмоциональное.
Тем не менее, нельзя рассматривать сон как самоцель. Он должен быть средством — зарядиться энергией для последующей плодотворной работы. Если у человека скучная жизнь, его больше тянет ко сну. Тот же, чья жизнь наполнена смыслом, кто стремится к достижениям, к работе над собой, ложится спать неохотно. Ярким примером тому являются дети: вечером их невозможно уложить спать, а рано утром они снова на ногах: «Еще один день… новые приключения… так много нового можно обнаружить и испытать! Вытащите меня из кроватки!»
Так сколько все-таки нужно спать? Ответ на этот вопрос довольно прост — достаточно! Необходимо добиться того, чтобы сон входил в ритм нашей жизни, а не жизнь строилась вокруг сна. Нужно на опыте разобраться, сколько сна нам нужно, чтобы нормально функционировать, чтобы недостаток сна не сказывался на здоровье. Рамбам (Илхот Дэот 4:4) пишет, что максимальная продолжительность сна для здорового человека — 8 часов. Но можно обойтись и меньшим количеством. Жалко провести треть жизни в кровати.
Гаон из Вильно, величайший еврейский мудрец, спал 4 раза в сутки по 30 минут, в общей сложности два часа. Во многих йешивах принято устраивать так называемый мишмар — не спать всю ночь или часть ночи с четверга на пятницу. Недостаток сна, в крайнем случае, можно будет восполнить в субботу. Мишна (Авот) говорит, что один из способов «приобретения» Торы — минимизация сна.
Хотя, в принципе, любой человек, желающий добиться чего-либо в жизни, пытается оптимизировать время сна. Наполеон спал всего четыре часа в сутки. Он объяснял это тем, что каждое мгновение бодрствования может греться в лучах славы, а когда спит, теряет эту уникальную возможность.
Вспомним, как последний раз мы бодрствовали почти до утра, пытаясь разобрать интересный алахический вопрос, готовясь к экзамену в университете, читая интересную книгу, танцуя на дискотеке, публикуя глупости на Фейсбуке (нужное подчеркнуть). Когда, человек захвачен чем-то, он легко обретает второе дыхание и обходится меньшим количеством сна.
Можно приучить себя спать меньше. Стоит только представить, чего можно достигнуть, скажем, за «сэкономленный» час. Сколько важных дел сделать, скольким людям помочь, сколько нового можно понять и выучить за это время. Когда жизнь человека полна смысла, ложиться спать нужно только для того, чтобы скорее проснуться и продолжить свой путь.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Михаэль Мирлас
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Надоели шарлатаны
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Бенцион Зильбер
Существуют специальные молитвы?
Рав Мендель Агранович
Существуют определенные симптомы, описанные в Талмуде, при возникновении которых даже здоровый человек обязан прекратить пост и начать принимать пищу и жидкость
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.