Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как обычные люди, даже самые мудрые, могли спорить с Б-гом?

Темы: Золотой телец, Испытания, Мудрость, Цель творения, Моше, Авраам, Истина, Молитва, Сдом

Отложить Отложено

Шалом. Меня волнует тот факт, что обычные люди могли спорить с Б-гом, а такое не раз описано в Торе (Авраам о Сдоме, Моше о последствиях создания золотого тельца).

Даже если предположить, что эти представители народа обладали величайшей мудростью, вряд ли можно хотя бы допустить, что она сравнима с таковой у Б-га (если данное понятие применимо к Нему).

И еще, раз возможен спор с Б-гом, значит, даже Он не знает истины. А, раз так, следовательно, ее вообще не существует?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете важный вопрос.

А ответ находим в комментариях мудрецов к упомянутому Вами эпизоду, когда Моше стал «оспаривать» решение Б-га уничтожить евреев за грех золотого тельца.

Моше так поступил после того, как Б-г сказал: «А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их и сделаю тебя народом великим» (Шмот 32:10). Раши (к этому стиху) поясняет: Моше еще ничего не сказал, а Б-г уже говорит «оставь Меня», как будто Моше Его о чем-то упрашивает. Так Б-г «намекнул»: если Моше станет упрашивать, то возможно изменение решения. Решение не окончательное, исход зависит от Моше. Поэтому Моше и стал упрашивать.

Позже Б-г постановляет, что Моше не войдет в Землю Израиля, и Моше начинает молиться об отмене и этого решения. В конечном счете, это не помогает, но Моше всё равно делает усилие и объясняет это так: «Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое…» (Дварим 3:24). Раши (к этому стиху) объясняет: Ты начал это делать, когда решил уничтожить евреев за грех тельца и сказал «оставь Меня» — как будто я к Тебе приставал! Так Ты намекнул, что решение зависит от моих молитв, вот и здесь я это предположил.

То есть, когда Б-г сообщает праведнику о Своем постановлении, Он делает это не для того, чтобы тот принял постановление безропотно, а дает ему, таким образом, шанс помолиться о его отмене.

Можно сказать, что это своего рода испытание. Ведь Б-г сообщил Моше о Своих планах не просто уничтожить евреев, но и произвести от него, Моше, новый народ, более великий. Это очень соблазнительно! Ведь, смотрите, евреи действительно согрешили, Сам Б-г говорит, что они заслужили уничтожение. И вот — у Моше есть шанс стать основателем нового народа, для которого он будет не только Рабейну — «учителем», но и Авину — «отцом», праотцем вместо Авраама, Ицхака и Яакова…

Что сделает Моше? «Клюнет»? Или продемонстрирует горячую любовь к евреям, таким, какие они есть, и станет молиться об их спасении, хотя они и не совсем достойны?

Когда Б-г сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить Сдом, это тоже было испытанием. Авраам был воплощением любви и милосердия — а жители Сдома полной его противоположностью. И Авраам вполне мог сказать: так им и надо, меньше злодеев будет на земле, легче будет распространять идеи о добре! Или же его любовь и милосердие настолько сильны, что распространяются даже на людей вроде жителей Сдома, и он станет изо всех сил искать способ их спасти?

Расширим Ваш вопрос. Если Б-г всегда всё делает правильно, то зачем мы вообще Ему о чем-либо молимся? Он в любом случае знает, как лучше всего сделать, и так и сделает. Какая разница, чего мы хотим, и какое у нас право выражать свое мнение о том, что Он должен делать в Своем мире?

Более того, если Б-г управляет всем и всё происходит по Его воле, то зачем мы вообще предпринимаем какие-то действия? Все равно всё произойдет так, как решит Он, и это по определению будет правильно. А мы своими действиями, получается, только вмешиваемся в Его планы, а то и противодействуем! Надо просто сидеть и смотреть, как Он всё направляет, признавая правильность всего происходящего в мире. Почему же мы так не поступаем?

Потому что цель Б-га при сотворении мира и нас в нем была не в том, чтобы Он что-то делал в Своем мире, а чтобы мы что-то делали в Его мире. Конечная Его цель — дать нам вечное благо в Будущем мире. Но для того, чтобы оно было не подачкой, а заработанной наградой, Он сначала поместил нас в этот мир, где мы должны трудиться, совершенствовать себя и мир (Рамхаль).

А это, в свою очередь, означает, что мир — такой, как он есть, — еще не совершенен. Что в нем есть недостатки, проблемы, беды и зло, и наша задача — всё это пытаться устранять, решать. Хотя всё это несовершенство и зло было создано Б-гом!

Без Его воли не было бы ни бедности, ни войн, ни нацизма, ни терроризма. Но Он дал всему этому существовать не для того, чтобы мы безропотно принимали это как данность и высшую истину, а чтобы с этим боролись.

Другими словами, этот мир — трасса для нас, «спортсменов», на которой Б-г выставил препятствия — не для того, чтобы мы признали, что они там неслучайно, и прекратили бег, а для того, чтобы мы через них перепрыгивали, преодолевали их.

Конечно, иногда барьеры являются знаком того, что трасса меняет направление, а не того, что в порядке прохождения трассы надо эти барьеры перепрыгивать. Тут надо уметь видеть различие, и это не всегда очевидно.

Но в таких ситуациях, как решение Б-га уничтожить тот или иной народ, праведники Авраам и Моше резонно рассудили, что этот барьер определенно надо попробовать перепрыгнуть, что в этом их испытание.

И оказались правы.

Конечно, Б-г управляет всем, что происходит, но, скорее, как учитель в классе: держит всё под контролем и «продвигается» по программе, но сама программа предусматривает действия и старание учеников, выполнение ими заданий и возможность разного уровня успеваемости. Ибо цель — именно их правильные действия и развитие.

Поэтому мы должны делать то, что представляется нам правильным, а также молиться Б-гу об успехе нашей деятельности. А там прояснится: если добьемся желаемого, значит, на то и была Воля Б-га и препятствия на пути к той цели надо было преодолеть. А если не добьемся, значит, те препятствия были знаком, что надо оставить эту трассу и сменить курс. Или навсегда, или на данный момент, до более подходящих времен. О которых, если они настанут, Б-г — то есть «жизнь» — даст нам знать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.