Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли муж заставить жену переехать жить в другое место?

Темы: Земля Израиля, Авраам, Сара, Ктуба, Муж и Жена, Вавилон, Изучение Торы, Община, Комментарии

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, мой жених живет за границей, а я в Израиле, мы идеально подходим друг другу и уже обо всем договорились, но сейчас остро стоит вопрос о том, где нам жить в дальнейшем.

Хотелось бы знать: есть ли, с точки зрения Торы, какое-то предпочтение, где жить, и может ли один заставить другого переехать туда, куда ему больше нравится? Заранее спасибо за ответ, Рут

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Рут,

Большое спасибо, что обратились к нам.

На самом деле решение, где поселиться, — одно из самых важных решений для человека в жизни, поскольку общество и атмосфера, в которых мы живем, налагают на нас неизгладимый отпечаток.

К сожалению, в рамках ответа на сайте невозможно разобрать Ваш вопрос конкретно, ведь для этого нужно хорошо знать всю ситуации и взвесить все обстоятельства. Чтобы получить конкретный ответ, учитывающий именно ваши с женихом обстоятельства, возможности и желания обеих сторон, лучше поговорить с мудрым человеком, который выслушает вас и посоветует, как лучше поступить. Если такой возможности нет, то стоит связаться по телефону с одним из наших раввинов.

Но в любом случае в иудаизме есть система приоритетов при выборе места проживания, которую, возможно, стоит учесть и в вашей ситуации. Рассмотрим это вкратце.

Права и обязанности супругов в том, что касается переезда в Землю Израиля

Талмуд (Ктубот 110 б) говорит: если муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена не хочет, муж может попробовать «давить» на нее. Если она всё равно отказывается, это может быть причиной для развода, причем в таком случае жена не получит деньги, полагающееся ей при обычном разводе по финансовому обязательству — Ктубе.

И наоборот: если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, она может попробовать «давить» на него, и если он все равно отказывается, это может быть причина для развода. И в таком случае муж будет обязан выплатить ей деньги, полагающееся по Ктубе.

Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод: предпочтение отдается той стороне, которая хочет жить в Земле Израиля, и в случае отказа вторая сторона понесет финансовые убытки.

Переезд Авраама и Сары в Землю Израиля

Тора (Берешит 12:1-5) рассказывает нам о первом испытании Авраама, когда Всевышний повелел ему покинуть место, где он родился и жил, и переехать в Землю Израиля: «И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе… И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот; а Аврам был семидесяти пяти лет при выходе из Харана. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Кнаанскую; и пришли в землю Кнаанскую».

Комментаторы отмечают: на первый взгляд стих «И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли…» в какой-то мере повторяет предыдущий стих и не несет дополнительной информации.

Каббалистическая книга Зоар объясняет: дополнительная информация здесь — «взял Аврам Сарай, жену свою», и это означает, что он уговорил ее добрыми словами поехать с ним. Мужу запрещено заставлять жену переезжать в другую страну, он обязан получить ее согласие.

Рав Меир Симха из Двинска в своем знаменитом комментарии к Торе «Мешех Хохма» отмечает: на первый взгляд слова книги Зоар вызывают недоумение. Мы же учили в Талмуде (Ктубот, см. выше): муж имеет право «давить» на жену, чтобы она переехала с ним в Землю Израиля, даже не уговаривая ее. Почему же Авраам не воспользовался этим правом, а уговаривал Сару добрыми словами поехать с ним?

Рав Меир Симха объясняет это так. В данном случае речь идет не об обычном выполнении заповеди жить в Земле Израиля, а об особом повелении Всевышнего Аврааму. Аврааму было предписано оставить Харан, и это было для него первым испытанием. Поэтому в данном случае Авраам не имел права «давить» на Сару, а должен был именно уговорить ее.

Перед лицом опасности

Маген Авраам (в своем комментарии к Торе «Шемен Сасон») дает другое объяснение. Он приводит комментарий Тосафот (к Ктубот 110 б), где сказано: в наше время (12-14 вв.) путешествия опасны, поэтому муж не имеет права «давить» на жену, требуя переехать с ним в Землю Израиля.

Во времена Авраама Земля Израиля была заселена кнаанейцами, поэтому Авраам должен был завоевывать ее силой. Так что, согласно комментарию Тосафот, он не имел права требовать от Сары ехать с ним, подвергая себя опасности. Вот почему Авраам должен был уговаривать ее.

Из этого комментария можно сделать вывод, что, если проживание в Земле Израиля связано с опасностью, то супруги не могут требовать друг от друга переехать туда, решение должно быть принято по обоюдному согласию.

Отметим: речь идет не только о прямой опасности для жизни. «Опасностью» в данном случае может быть признано и субъективное ощущение, когда один из супругов опасается больше другого.

Куда должен был идти Авраам?

Еще одно объяснение можно найти в книге «Хавацелет а-Шарон» (автор Давид-Менахем Манес из Тернополя). На самом деле автор полагает, что вопроса вообще не существует. Он говорит: согласно известному мидрашу, Всевышний вначале не сообщил Аврааму, что тот должен отправиться именно в Землю Израиля, а просто повелел ему покинуть родные места. В этом и заключалось испытание — Авраам послушался Всевышнего, даже не зная «конечного пункта назначения».

Так как речь не шла о переезде именно в Землю Израиля, Авраам не имел права требовать, чтобы Сара ехала с ним, а должен был ее уговорить присоединиться к нему.

Альтруистические намерения

Теперь попробуем затронуть еще некоторые аспекты, связанные с переездом в Землю Израиля.

Респонс «Меиль Цдака» (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер, Питхей Тшува 75:5) говорит, что заповедь переселения в Землю Израиля существует только для человека, который сможет себя обеспечить там. Нет обязанности переселиться в Эрец-Исраэль и стать обузой для местной общины.

Рав Шломо Клугер в своих респонсах «Элеф лэха Шломо» также пишет: можно требовать от супруга переезда в Землю Израиля, только если переезжают из альтруистических побуждений. Поэтому, если человек едет туда ради заработка, ради смены климата, по медицинским показаниям и т. п., он не имеет права давить на супруга, а может только уговорить его присоединиться к нему.

И это вполне понятно. Ведь Талмуд (Брахот 5а) говорит: Всевышний дал еврейскому народу три бесценных дара, но получить их можно только через страдания и преодоление трудностей. Что это за дары? — Тора, Земля Израиля и Будущий мир.

Мы видим, что проживание в Земле Израиля это подарок от Бога. Источник этого дара — Б-жественный, трансцендентный, а материальные заботы «тормозят» наше приближение к этому Источнику. Поэтому сделать дары по-настоящему своими можно только через трудности и страдания, которые «умаляют» материальную составляющую человека.

Влияние общества

Меири (комментарий к Ктубот 110 б) пишет: как нельзя без особых причин покидать Землю Израиля, так нельзя покидать и Вавилон, чтобы поселиться в других странах. В то время Вавилон являлся центром Торы, там было множество мудрецов и знаменитые йешивы. Соответственно, статус этой страны был подобен статусу Земли Израиля. Похожим образом Хазон Иш отзывался о современной ему «Литве» (сегодня эта область — часть современных Литвы, Польши и Белоруссии).

Итак, мы видим, что при переезде нужно учесть еще один момент: важно жить в центре изучения Торы, там, где есть возможность учиться на высоком уровне и жить среди богобоязненных людей. Это очевидно, ведь окружение неизбежно оказывает свое влияние на человека.

Заключение

Мы выяснили, что при выборе места жительства есть определенное преимущество у того из супругов, который желает переехать в Землю Израиля, но при этом необходимо учесть и другие аспекты. В частности, насколько опасно проживание в Израиле, ради чего осуществляется переезд, сможет ли человек обеспечить себя там материально, а также — будет ли у него там возможность жить среди богобоязненных людей и изучать Тору.

Конкретное решение желательно принимать совместно, с учетом всех возможностей и желания обеих сторон. Для этого лучше поговорить с мудрым человеком, который сумеет взглянуть на ситуацию со стороны и дать верный совет.

Пусть Всевышний поможет вам с женихом принять правильное решение.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.