Темы: Рош Ходеш, Время, Еврейский календарь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, у меня вопрос по поводу Рош Ходеш (начала нового еврейского месяца). Раньше праздник начинался с выявлением серпа луны. Однако сейчас новолунием называют не первый серп луны, а полную тьму в небе, когда она исчезает.
Я заметил, что каждый Рош Ходеш начинается с современного новолуния, а серп появляется лишь на следующий день. Правильно ли мы начинаем месяцы? Шмуэль
Уважаемый Шмуэль!
Рош Ходеш (Новомесячье) по Торе начинается не просто с появлением Луны на небе. На это есть правило из законов Торы, так как средний оборот Луны вокруг Земли — чуть больше 29.5 суток (точно по Гмаре это 29 суток 12 часов 44 и 1/18 минуты).
Как сказано в Гмаре, мы не устанавливаем месяцы по часам или по частям суток, мы устанавливаем месяцы по дням. Так, еврейский месяц может состоять либо из 29 дней, либо из 30.
Когда-то заседали три члена Верховного еврейского суда и ждали свидетелей в тридцатый день месяца. Если приходили два свидетеля, которые сообщали, что они вчера вечером видели Луну, их проверяли — возможно ли это по реальным астрономическим условиям, которые члены этого Суда должны были хорошо знать. Если это было возможно, принимали их свидетельство и объявляли этот день Рош Ходеш. И тогда, значит, прошлый месяц состоял из 29 дней.
Заметим, что вечером тридцатого числа не знали, будет назавтра Рош Ходеш или нет. Ведь Рош Ходеш начинался в тот момент, когда судьи объявляли его Рош Ходешем, а накануне вечером никто не мог знать.
Если свидетели не приходили, то, соответственно, Рош Ходешем становился тридцать первый день, и тогда прошлый месяц состоял из 30 дней.
Делать это могли только судьи, которые имели смиху — преемственность права решать такие вопросы от своего учителя, а тот — от своего, и так до Моше Рабейну.
С середины 4 века, приблизительно с 358 года Гилель, потомок того великого Гилеля, видя, что есть опасность прекращения этой преемственности (как потом и произошло), установил порядок будущих месяцев и лет. Установил, какие месяцы будут из 29 дней, какие — из 30, какие годы будут обычными, из 12 месяцев, какие — високосными, из 13 месяцев и т. д.
Он также ввел несколько отклонений. Одно из них — чтобы праздник Рош а-Шана не выпадал ни на воскресенье, ни на среду, ни на пятницу — по определенным причинам. В этих случаях Рош а-Шана переносится на день позже.
Основы этого календаря построены на средней фазе Луны. Но, как говорит Талмуд, «Солнце знает свой заход, а Луна не знает свой заход». У Солнца есть постоянный период, а у Луны известен средний — он меняется, разумеется, в определенном диапазоне. Поэтому наш календарь построен на средней фазе Луны, которая немножко отличается от реальной.
О Вашем вопросе. Чтобы действительно видеть Луну, нужен хороший глаз. И, кроме того, то, что повсюду на улице есть освещение, мешает нам увидеть маленький еле заметный серп Луны. И, как я уже писал, возможен и перенос.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Зеев Гринвальд
Как называется суббота перед новомесячьем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Солнце и Луна
Рав Реувен Куклин
Как время связано с материей?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина