Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Б-г может гневаться, если всё, что происходит, — происходит по Его воле?

Темы: Цель творения, Награда и наказание, Предопределение, Свобода выбора, Гнев, Качества Творца

Отложить Отложено

Добрый день! В связи с недельной главой Шмот возник вопрос: написано, что Всевышний разгневался. Значит, Он был недоволен чьими-то действиями. Но как такое возможно, ведь всё происходит по Его же плану и Он знает всё, что будет!

Более того, как может Б-г гневаться: мы же знаем, что Он соблюдает заповеди, как и мы, евреи, а нам сказано, что гнев подобен идолопоклонству? Рафаэль

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Рафаэль!

Если я правильно понял, Вы, по сути, задаете два вопроса о гневе Б-га.

Первый вопрос. Гнев — это когда что-то не по-моему, что-то мне мешает, нарушает планы. Как может тогда гневаться Б-г? Ведь всё в мире происходит по Его воле, в соответствии с Его планом.

Особенное раздражение человека вызывают неожиданные неприятности и помехи: он думал, что всё будет хорошо, что достигнет, насладится, отдохнет, и уже на это настроился, и вдруг — нет! Но Б-г знает всё, что будет, поэтому для Него неприятных неожиданностей быть не может.

Второй вопрос. О гневе сказано, что он подобен идолопоклонству — настолько он плох и неприемлем. Как же может Б-г делать то, что так плохо?

Попробуем разобраться.

Уподобив гнев идолопоклонству, Талмуд (Шабат 105 б) поясняет: так действует дурное начало (йецер а-ра) — сначала говорит человеку: «сделай так», потом: «сделай этак», пока не доведет его до идолопоклонства.

То есть, проблема в том, что, впадая в гнев, человек теряет контроль над собой, теряет голову.

Поэтому мудрецы также говорят (Псахим 66 б): если гневается мудрец, его мудрость улетучивается, если гневается пророк, его пророчество улетучивается. И приводят в пример не кого-нибудь, а Моше Рабейну, величайшего праведника и мудреца в истории. Стоило ему на секунду разгневаться, у него из памяти тут же улетучился закон, который он собирался преподать, и пришлось это делать Элазару (Бемидбар 31:14-21).

Потеряв контроль над собой, человек способен на что угодно. Конечно, сразу самые тяжкие грехи он совершать не будет, но в результате может докатиться, ибо в гневе у него отказали тормоза, помутился разум.

Понятно, что у Б-га такого гнева быть не может: Он всегда всё контролирует.

Но есть и другой тип гнева, о котором говорит Рамбам (Дэот 2:7): иногда отцу приходится «наводить страх» на детей или начальнику на подчиненных. В таком случае он может прикрикнуть и продемонстрировать гнев, но внутри при этом следует оставаться спокойным.

Понятно, что именно такой тип гнева может «демонстрировать» Б-г — именно демонстрировать, но не впадать в него.

Теперь понятен ответ и на другой вопрос: как может Б-г испытывать гнев — раздражение происходящим, если всё происходящее запланировано Им Самим? Простой ответ — Б-г гнева не испытывает, Он его демонстрирует. Он заранее знает, что будет, но человек должен знать, что определенные его действия неугодны Б-гу. И гнев — демонстрация этого. Даже если наказания не последует, гнев сигнализирует, что «надо остановиться».

Всевышний сотворил мир и поместил в нем человека не просто для того, чтобы всё текло и было «хорошо». Зачем вообще что-либо создавать и запускать? Всё это делается для того, чтобы человек получил возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому как Воспитатель Б-г может проявить гнев — с целью показать человеку, что тот или иной поступок недопустим, что надо исправиться, стать лучше. Это часть самого Плана.

С чем это можно сравнить? Цель строительства школы — воспитание детей. Но само это означает, что иногда директору и учителям придется этих детей ругать, совсем без этого обычно воспитание не бывает. Если случился конфликт, это не значит, что что-то пошло не по плану — в плане это заложено. В конечном счете, эти дети вырастут достойными взрослыми людьми, но пока что без такого рода педагогического воздействия не обойтись.

Другое дело, что этот вопрос «граничит» с другим, более фундаментальным: как у человека может быть свобода выбора (и, соответственно, как ему может полагаться награда или наказание за его поступки), если всё на свете происходит по Воле Б-га и Его плану?

Гнев Б-га, даже если это только демонстрация, подразумевает, что человек сделал что-то не так, что должен исправиться. Но если всё — по воле Б-га, то и поступки человека — тоже, он всего лишь Его марионетка и нет смысла на него гневаться, и не за что награждать или наказывать.

Исчерпывающее обсуждение этой темы выходит за рамки данного ответа — да и полностью нам этого не понять. Но скажем сейчас лишь вкратце то, что можно:

Поскольку мир и человек были сотворены, как сказано, чтобы человек усовершенствовал себя и получил за это награду, свобода выбора необходима по определению. Поэтому изначально Б-г заложил ее в творение: в своей ситуации человек все-таки имеет свободу выбора, Б-г дал ему такую автономию. Но в то же время Б-г предвидит выбор человека, поэтому изначально ставит его в ситуацию, где его поступки приведут именно к тому результату, который Б-г планировал.

Например, Он предвидел, что Гитлер решит уничтожить всех евреев, до которых дотянется. Поэтому поместил его в то время и в то место, где его решение привело к запланированному заранее результату: концу — к середине 20-го века — истории европейского еврейства и перемещению основных центров еврейской жизни в Америку и в Израиль. В этих местах еврейская жизнь была построена уже совсем по-другому, с другими достоинствами и недостатками. Это должно было произойти тогда и там. Но Гитлера это не освобождает от ответственности: сам он действовал по свободному выбору, никто его не заставлял.

А один знакомый раввин привел мне такое сравнение: когда на еврейской свадьбе танцуют, иногда становятся в ряды друг напротив друга и движутся взад-вперед: один ряд наступает, а тот, что напротив, — отступает (а потом наоборот). Вот и исторический процесс так: всё движется в одном направлении, туда, куда повернет Б-г. Но одни люди идут туда вперед лицом, а другие — вперед спиной. Процесс в любом случае приведет к запланированной ситуации, но человек придет к ней правильным или неправильным образом, либо продвигаясь в пути, либо деградируя.

Поэтому, если в такой ситуации человеку демонстрируется гнев Б-га, это означает: хотя результат действия человека был запланирован, выполняя само действие, человек сделал плохой выбор, ведущий к деградации. Поэтому он получает сигнал: это плохо, надо исправиться! И, если действительно исправится, Б-г поставит его в ситуацию, где запланирован уже результат, к которому приведет правильный выбор.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.