Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в США при таком процветании общины и её силе такой высокий процент ассимиляции?

Темы: Избранность, Ассимиляция, Машиах, Антисемитизм, Америка, Благодарность, Смешанный брак

Отложить Отложено

Шалом! Почему в США при таком процветании общины и её силе такой высокий процент ассимиляции? Неужели свобода страстей человека заставляет его забыть Тору и свои обязанности? Ведь, казалось бы, живи и процветай, только Тору не забывай. Тем более, когда Б-г дает тебе по сути всё для того, чтобы жить благодарным Ему. Объясните, пожалуйста.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

В принципе, Вы правы: процветание должно пробуждать у человека благодарность Б-гу за то, что его дал.

Однако еще Тора предупреждает, что на практике вероятен иной сценарий: «Берегись, чтобы не забыл ты Господа… А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома добрые построишь и поселишься, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и всё, что у тебя, умножится, — и высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли египетской… Который вел тебя по пустыне великой и грозной, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье; Который извлекал для тебя воду из скалы кремневой; Который питал тебя маном в пустыне… И скажешь ты в сердце твоем: сила моя и мощь руки моей составили мне всё это богатство» (Дварим 8:11-17).

Такова человеческая природа: благо, которое есть, либо не ценится, либо считается результатом собственных усилий, своим достижением. Вот когда ты в пустыне, когда ты явно беспомощен перед змеями и скорпионами и неспособен раздобыть воду и пищу, тогда очевидно, что ты нуждаешься в Б-ге. И тогда возносишь взор к Нему и понимаешь, что это Он тебе всё посылает. Но, когда ты сам работаешь и зарабатываешь, и всё идет в соответствии с «законами природы», а присутствие Б-га неочевидно, то естественным образом думается, что всё само собой образовалось, что «я заработал», «я построил».

И только когда наступает беда, не дай Б-г, кто-то умирает, или, как сейчас, гуляет пандемия, люди вспоминают о Б-ге. Потому что они-то такой ситуации не хотели и не пытались достичь — значит, это Б-г. Почему Он это сделал?! За что Он поразил кого-то раком или коронавирусом?

Хотя надо было спросить и другое: за что Он изначально дал всем жизнь и все ее блага, почему построил этот большой и прекрасный мир? Б-г — не охотник с ружьем, который приходит в райский сад, чтобы подстрелить ту или иную птичку, Он — Создатель этого сада со всеми его птичками. Интересно, что в христианском мире кладбища располагают возле церкви и «священник приходит, когда уходит врач». То есть в их понимании религия, Б-г «заведуют» смертью, а не жизнью. Хотя, на самом деле, прежде всего — жизнью.

Это — во-первых.

А во-вторых, если говорить о евреях США, здесь действует тот же механизм, что и на более ранних этапах изгнания в таких странах, как Испания, Германия, других европейских странах в эпоху Просвещения, а также в раннем СССР.

В изгнании евреи часто становились жертвами дискриминации и насилия, с ними обращались как с людьми второго сорта, «недочеловеками». Да, у них была Тора и Традиция, говорившая, что, несмотря на такое отношение со стороны других, они очень даже полноценны, что у них свои причины для гордости, которых у других нет. Так мы сумели выжить два тысячелетия.

Но все-таки нелегко было так. Поэтому всякий раз, когда появлялась возможность пробить стену дискриминации и ограничений, евреи стремились это сделать. Это естественное чувство: когда тебя в чем-то ограничивают, хочется вырваться. Даже если ограничения на самом деле не такие болезненные. Человек любит свой домашний очаг, но домашний арест — наказание, и теперь тоже: карантин — ограничение, которое многим трудно терпеть.

Поэтому, когда в странах, где изначально евреев притесняли, били и изгоняли, наступала эпоха большей толерантности, когда им начинали открывать двери и давать шанс реализовать свои способности, они спешили это делать. Но на всех подобных этапах не просто открывалась возможность поработать и заработать — одновременно менялось и отношение к евреям. Их готовы были считать «тоже людьми». Ценить их способности. Назначать на высокие должности. И даже вступать с ними в брак. Вот это да!

Как любое снятие барьеров, это пьянило. То, что не было доступно, а теперь стало, — очень заманчиво. Да, но религия говорит, что жениться на нееврейке не следует, тогда дети уже будут неевреями. Ах, религия… Так ведь она в любом случае теперь ощущается «старомодной». Смотрите, какой прекрасный новый мир тут возникает, и евреям дана возможность принять участие в его строительстве, стать его частью! Здесь все братья, нет больше антисемитизма и дискриминации. Здесь строят рай на земле! И, если религия не позволяет мне войти в этот рай, если ее последователи продолжают быть «не как все», когда можно быть «своим», то зачем мне она?

Такой соблазн ощутили многие евреи и в Западной Европе эпохи Просвещения, и в революционной России, и в Америке на протяжении последних полутора веков. Отсюда и столь высокий процент ассимиляции во всех этих странах. Результат — евреи действительно внесли огромный вклад в строительство современного мира, имена знаменитых и успешных евреев — как в Европе, так и в России и Америке — можно долго перечислять. Но при этом заплатили очень высокую цену: большая доля потомков этих евреев уже не являются евреями, те еврейские линии прерваны. Ну, а некоторым в Германии Гитлер напомнил, кто они такие, а после войны и Сталин напомнил некоторым евреям у себя, не с такими катастрофическими последствиями, но всё же.

Так что действительно евреям было бы полезно помнить, что все-таки до прихода Машиаха рая на земле не будет, а где он, казалось бы, появляется, вряд ли сохранится надолго. Конечно, можно использовать представляющиеся возможности для работы и самореализации — при условии, что это не противоречит Торе, — но не следует терять свою идентичность в смешанных браках и думать, что больше не имеет значения, еврей ты или нет. Что ничего особенного в еврействе нет. Евреи продолжат быть избранным народом, со всеми плюсами и минусами (которые уже обсуждали), и главным плюсом останется эта особая миссия. От нее определенно не стоит отказываться.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Благодарность по-еврейски 1. Благодарность

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»

Что делать, если бабушка — еврейка?

Рав Бенцион Зильбер

Я бы давно вернулся к еврейскому народу, если бы мог подтвердить своё происхождение, но документов нет. Что делать?

Синагога на улице Элдридж, Нью-Йорк

Разные авторы

Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.

Чтобы понять и постичь 12. Что подразумевают евреи под термином «избранный народ»? Какова особая «миссия» еврейского народа?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.