Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нельзя полагаться на свой разум?

Темы: Богатство, Йецер а-ра, Виленский Гаон, Разум, Свобода выбора, Мишлей, Упование, Богобоязненность

Отложить Отложено

Добрый день!

Объясните мне, пожалуйста, если сочтёте нужным, что означают слова: «Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на разум твой» (Мишлей 3:5).

Ведь разум играет главную роль в борьбе с Ецер Ара (дурным началом)?

Спасибо. Сергей

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Сергей!

Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, обратимся к комментариям на этот стих из Мишлей. Вот что пишет Виленский Гаон:

Надейся на Господа всем сердцем твоим. То есть: да будет сердце твоё цельно в своем уповании, а не только часть сердца.

И не полагайся на разум твой. Чтобы не сказал ты: «Положусь на Господа, но я обязан опираться также и на свой разум». Поэтому сказано «не опирайся» — даже опорой пусть не будет тебе твой разум. А только «Надейся на Господа всем сердцем твоим»!

Добавляет к этому Рабейну Йона, что многие ошибаются в своем уповании на Творца именно в отношении разума. То есть, человеку легче понять, что не стоит полагаться на свое богатство и силу, а вот не полагаться на собственный разум намного тяжелее. Поэтому стих выделяет именно разум, подчеркивая: упование должно быть настолько совершенным, чтобы даже на разум не полагаться.

Исходя из сказанного, можно ответить на Ваш вопрос. Действительно, как Вы пишете, разум играет главную роль в борьбе с дурным началом. И, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). То есть, выбор — идти путем Творца или грешить — в руках человека.

Однако, с другой стороны, сказали наши мудрецы, что злое начало каждый день восстает на человека и хочет его уничтожить. И, если бы не помощь Всевышнего, сам человек не справился бы с ним. То есть человек, со своей стороны, должен бросить на защиту от злого начала разум, вооружённый Торой, и молитву, чтобы Всевышний помог ему сделать правильный выбор. Всё же остальное уже в руках Небес. Потому и следует полагаться не на свой разум, а только на помощь с Творца.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.