Темы: Иштадлут, Давид, Упование, Теилим, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав. Я хотел бы спросить: как стать духовно сильнее в это непростое время дома? Моисей
Уважаемый Моисей!
Вы задали очень актуальный и животрепещущий вопрос. Очень многие ощущают непосредственную опасность и растерянность. Но надо хорошо знать и помнить, что Б-г руководит миром и тем, что произойдет с каждым из нас во все времена — и в этот момент тоже. Всё «под контролем».
Понятно, на нас есть обязанность иштадлут — старания, усилия: беречь нашу жизнь и здоровье, и это мицва. Принимать меры предосторожности — это одно, а помнить, что мы каждый момент в руках Б-га — это другое. Человек, который внутренне живет с таким ощущением, не пугается опасностей. Он принимает, со своей стороны, меры осторожности, но знает, что, в конечном счете, его судьба в руках Б-га в любой момент — и в спокойное время, и в момент опасности. Он внутренне спокоен.
Знать это в теории — это вера, а ощущать это на практике — это то, что называют битахон — глубокое понимание, что мы полностью в руках Б-га. Достичь этого понимания — внутренняя работа над собой. Перевести знание, что Б-г руководит каждую минуту тем, что случится с каждым из нас, из понимания головой в ощущение сердца.
Когда мы читаем Тэилим царя Давида, мы можем ощутить, как он в любой момент живет с Б-гом: и в радости, и в беде, и в опасности полностью полагается на Б-га. В третьей главе Тэилим мы читаем: «Песнь (мизмор) Давида, — когда бежал он от Авшалома, сына своего» (1). Давид был в тяжелой беде — его сын восстал против него и в тот момент большинство народа было с Авшаломом.
Спрашивает Гмара: «Песнь» Давида? «Плач» Давида должно быть сказано! И Гмара отвечает: это можно сравнить со следующей ситуацией: на человеке был долг. Пока на нем был долг, он был грустным, когда отдал долг — стал радостным. Давид услышал от пророка: «Вот, Я наведу на тебя зло из дома твоего…» (Шмуэль II 11:11). И Давид боялся: может быть, на него восстанет раб или мамзер, который вообще не будет его жалеть. А когда оказалось, что это его сын, то стало ясно, что какая-то мера жалости есть (как это потом и проявилось в решениях Авшалома, см. комментарий Мальбима к Шмуэль II 17). Когда Давид узнал, что это его сын, он стал петь.
А в шестом стихе той же, третьей, главы Тэилим царь Давид говорит: «Я ложусь и засыпаю, просыпаюсь потому, что Господь поддерживает меня». Царь был в непосредственной опасности: в его стан могли подослать убийц (как и предложил советник Авшалома Ахитофель, см. Шмуэль II 17:1-3). Но Давид полностью полагается на Б-га, знает и ощущает, что он полностью в Его руках. Он ложится спать и спокойно засыпает.
А в Тэилим 131 он говорит о том, как ощущает себя перед Б-гом: «Но уподобил душу мою ребенку у груди матери его…» (2, по комментарию Раши). Ощущает себя как маленький ребенок на руках матери. Иными словами, «как грудной ребенок полностью полагается на маму и вообще ни о чем не заботится, так и я полностью полагаюсь на Тебя, Б-г». Какое хорошее ощущение — как грудной ребенок на руках матери!
Желаю Вам и нам всем такого же ощущения — как у Давида, который полностью полагался на Б-га.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Гади Поллак
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Хава Куперман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.