Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто вошел в рай при жизни?

Темы: Йосеф, Моше, Машиах, Храм, Еврейский календарь, Ган Эден, Рай, Загробная жизнь, Элияу, Заслуги

Отложить Отложено

Шалом! Кто были те, кто по традиции (традиция насчитывает девять таких) вошли в рай при жизни? Как я помню, среди них — дочь фараона, которая спасла Моше. А кто были остальные?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Вошедшие живыми в Ган Эден

Сказано в конце первой главы трактата Дерех Эрец Зута и в конце третьей главы трактата Кала Рабати (масехтот ктанот — малые трактаты, на которые нет гмары: обычно их помещают в конце трактата Авода Зара), что семеро (девятеро) вошли живыми в Ган-Эден:

1. Ханох, сын Йереда: этот человек был великим праведником, и, когда Всевышний послал на землю потоп, Он поднял к себе Ханоха (Танхума на Бемидбар 32).

2. Пророк Элияу (воплощение души Пинхаса, сына Элазара), как известно, был великим ревнителем веры. Одним из известных постановлений пророка было, что в Земле Израиля три года не будет дождей. Тогда Всевышний отправил его на гору Синай, в ту пещеру, где когда-то Моше принял от Всевышнего Тору и тринадцать качеств милосердия. Этим Творец «намекнул» Элияу, что тому стоит более мягко руководить народом. А Элияу отвечает: «…весьма возревновал я о Господе» (Млахим I 19:14). И Всевышний, понимая, что пророк прав, но и — что так жестко нельзя относиться к народу, решает забрать его на Небеса: «…вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные, и отделили они одного от другого; и вознесся Элияу вихрем в небо» (Млахим II 2:11).

3. Машиах: он родился в тот день, когда был разрушен Иерусалимский Храм. И имя его — Менахем, сын Хизкии. И подхватил его ветер, и унес в Ган-Эден. И там он находится у ворот Рима (Мидраши, Раши к трактату Санедрин 98а).

4. Элиэзер, раб Авраама: он максимально подчинил себя учению наставника. Как известно, он смог удостоиться невозможного, превратив свою кнаанейскую сущность из «проклятой» в «благословенную». Ну, а отсюда уже недалеко и до Ган-Эдена.

5. Хирам, царь Цора (современный Сур в южном Ливане) — был взят живым на Небеса в награду за то, что помогал строить Храм. Однако многие опровергают это на основании того, что сказано в трактате Бава Батра (55 б): царь Хирам был нечестивцем. Рав Хаим Каневский (объясняя сказанное в Кала Рабати) говорит, что, вероятно, речь идет не о царе финикийского города Цора, а о еврее с таким же именем и из того же города. Это был сын вдовы, который создал золотые сосуды для Первого Храма (см. Млахим I 7:13-47). За это и удостоился чести войти живым в Ган-Эден.

6. Раб царя Куши: это — Барух бен-Нерия, царь Куши — царь Цидкияу. Барух бен-Нерия был учеником пророка Ирмияу. И за то, что он спас Ирмияу из ямы, в которую тот был брошен по навету, Барух бен-Нерия удостоился места в этом списке (Ирмияу 38).

7. Яавец: «И был Яавец самым уважаемым среди братьев своих, и мать его дала ему имя Яавец, сказав: я родила в горести» (Диврей а-Йамим I 4:9). Его мать, видимо, умирала после родов или находилась в какой-то другой беде, поэтому и нарекла ему имя, говорящее о скорби. На святом языке это имя пишется как יעבץ, из этих букв можно составить слово «печаль» — עצב (эцев) или עצבי — «печаль моя» (ицви). А обратный порядок букв «намекает» ему: своей жизнью он должен доказать, что появился на свет не для печали, а для радости.

Сказано в трактате Тмура (16а), что Яавец это лидер народа Израиля — Отниэль, сын Кназа. Отниэль был одним из самых значимых лидеров в истории Израиля. Он был первым судьей после смерти Йеошуа, как об этом рассказывается в книге Шофтим (3:9-12).

Если человек рождается не при самых лучших знаках и расположении звезд, это означает, что у него не будет легкого пути по жизни. Понимая это, он начинает горячо молиться об улучшении своей судьбы, что не может не дать результатов. «И воззвал Яавец к Б-гу Израиля, сказав: если бы Ты благословил меня и увеличил границу мою, и была бы рука Твоя со мной, и охранял бы Ты (меня) от зла, чтобы не горевал я! И дал ему Б-г то, что он просил» (Диврей а-Йамим I 4:10). Мудрецы утверждают, что Всевышний выполнил все просьбы горячей молитвы Яавеца. Под «злом» обычно подразумевается смерть. Вот и не умер он, а был взят живым на Небеса.

8. Батья, дочь Паро: присоединение Батьи и Рут к народу Израиля является примером гиюра «наивысшей пробы». Ведь они пришли в тот момент, когда народ Израиля находился не в самом лучшем положении. Рут удостоилась чести стать праматерью Машиаха. Также получила в награду долголетие (по разным мнениям, она прожила 171, 270, 391 год). А Батья, дочь Паро, в награду за то, что спасла Моше — будущего избавителя народа Израиля, живой вошла в Ган-Эден.

9. Серах, дочь Ашера первой сообщила Яакову о том, что Йосеф жив и что он правит Египтом. А позже показала Моше место захоронения саркофага Йосефа в Ниле (Сота 13 б). И спасла от гибели целый город Авель-Бейт-Мааха во времена становления царства Давида (Шмуэль II 20). Этих заслуг также оказалось достаточно, чтобы живой подняться на Небеса.

В этот список также добавляют имя раби Йеошуа, сына Леви, который по собственной инициативе зашел в Ган-Эден, а затем вышел оттуда (Ктубот 77 б). Еще есть мнение, что живым в Ган-Эден вошел правнук раби Йеуды а-Наси, сделавший расчеты новомесячий, которыми мы пользуемся по сей день.

См. также статью «Почему Ханох и Элияу были взяты в Ган-Эден живыми?»

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.