Темы: Мудрецы, Ханукальные свечи, Ханука, Яаков, Маоз цур, Беременность и роды, Санхедрин, Колена Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вот приближается праздник Хануки, и вновь будем петь гимн Маоз Цур. Давно хотел выяснить, кто такие БНЭЙ БИНА («сыны понимания», мудрецы), которые ввели закон о праздновании восьми дней Хануки? Заранее благодарен!
Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!
Есть один интересный, но непонятный «мидраш плиа» («загадочный мидраш») на стих из Шир а-ширим (7:14): «Мандрагоры издали запах, и у дверей наших всякие плоды изысканные…» О чем речь в этом стихе? Поясняет мидраш: «Мандрагоры издали запах…» — это Реувен, который нашел в поле мандрагоры и принес их своей матери Лее; «…и у дверей наших всякие плоды изысканные» — это ханукальные свечи, которые мы ставим у порогов наших домов.
Теперь всё понятно? Вот и мне непонятно. Непонятно было и адмору из Динова, какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальнымы свечами?
Сама история адмора из Динова (1745-1815) весьма интересна и также имеет отношение к празднику Ханука. Дело в том, что рав Цви Элимелех Шапира из Динова написал очень известную книгу, состоящую из двух томов. Первый том был посвящен толкованиям и комментариям, связанным с еврейскими праздниками. А вот второй том содержал только объяснения, касающиеся Хануки.
Как-то непропорционально. Странным это показалось и автору. Ну а, поскольку мы знаем, что ничего случайного в жизни не происходит, мудрец решил обратиться за разъяснениями в «высшие инстанции». В то время в Польше жил Хозэ ми-Люблин, считавшийся гдоль а-дором (величайшим мудрецом поколения) и известный как обладатель руах а-кодеш. К нему-то за разрешением накопившихся вопросов и отправился ребе из Динова.
Он прибыл в Люблин, записался на прием, дождался назначенного времени, но, войдя, не успел открыть рот, как Хозэ сам задал ему вопрос: «Ты, верно, хочешь узнать, почему в написанной тобой книге так много сказано именно о Хануке? Я отвечу тебе. У Хашмонаим был, разумеется, свой Санхедрин. И большинство из семидесяти мудрецов, заседавших в Санхедрине, были представителями колена Иссахара. Они-то и приняли судьбоносное решение, чтобы евреи всех последующих поколений, отмечали события Хануки как праздник. Твоя же душа является гильгулем души одного из тех мудрецов колена Иссахара, поэтому тебя так влечет писать хидушей Тора (новые толкования, открытия) о Хануке».
Понимаете теперь, почему ребе из Динова назвал свою книгу «Бнэй Иссахар»!?
А теперь вернемся к нашему вопросу: какая связь между мандрагорами Реувена и ханукальными свечами?
Поясняет «Бнэй Иссахар». Мандрагоры, как известно, являлись средством от бесплодия. Это было растение редкое, его невозможно было выращивать, поэтому они обладали огромной ценностью. Рахель, узнав, что Реувен нашел мандрагоры, попросила их у своей сестры в обмен на вечер с Яаковом: сестры договорились, что этот вечер он проведет в шатре Леи.
И что из этого получилось? Зачала как раз Лея, продемонстрировав, что связь с мужем для нее важнее любых благ. Говорят наши мудрецы, что, если в момент зачатия между родителями существует большое взаимное притяжение, духовный уровень детей будет очень высоким. Так на свет появился Иссахар.
Яаков знал, каким колоссальным потенциалом обладает Иссахар, и это нашло отражение в благословении, которое он дал сыну перед смертью: «Иссахар осел костистый, лежащий среди заград. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна, и преклонил плечи свои для ношения, и стал работать в уплату дани» (Берешит 49:14, 15).
«Иссахар осел костистый» — в память о том, как осел, на котором возвращался домой Яаков, подал голос. Услышав это, Лея вышла навстречу Яакову, чтобы сообщить: сегодняшний вечер он проведет в ее шатре.
«и преклонил плечи свои для ношения» — принял на себя ношу изучения Торы.
«и стал работать в уплату дани» — устанавливать галахические законы народу Израиля, как сказано: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать (יוֹדְעֵי בִינָה) времена, — знающих, что нужно делать Израилю…» (Диврей а-йамим I 12:33).
Известно, что на протяжении всей истории народа Израиля большинство глав Санедрина и его судей были представителями колена Иссахара. И, как мы упомянули, они были большинством и в Санедрине Хашмонаим.
Поясняет «Бнэй Иссахар»: когда-то давно, благодаря мандрагорам Реувена, на свет появился Иссахар. А спустя более тысячи лет его потомки установили нам на века восемь дней празднования Хануки. Этих мудрецов из колена Иссахара и называет автор гимна — бнэй бина. И сегодня, благодаря им, на наших порогах «плоды изысканные» — ханукальные свечи.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву мне читать, чтобы зачать и родить сына?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.