Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Животные должны бояться человека?

Темы: Человек, Страдания, Еда, Страх, Чувства и разум, Жестокость, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте. Слова Б-га: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они». Это Библейский перевод, и он может быть и неточен.

Но можно (и нужно) ли понимать эти слова дословно и буквально? Как повеление, чтобы животные боялись человека? Это налагает определённые обязательства и на человека, который заводит домашних животных.

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте!

«И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы» (Берешит 9:6)

Эти слова были сказаны Ноаху (Ною) сразу после Потопа. Уже первому человеку было сказано (Берешит 1:28): «…и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле», но после Потопа упоминаются, в дополнению к этому, страх и трепет. Поскольку только теперь человечество получило разрешение убивать животных. И, действительно, мы видим, что животные испытывают страх перед людьми и что домашние животные безропотно идут на смерть, не пытаясь восстать на своих хозяев.

Комментаторы увидели определенную закономерность в том, что создания, находящиеся на более высоком уровне Творения, используют в пищу созданий низших уровней. Растения получают пищу из минералов — неживой природы, животные питаются растениями, а человеку как венцу Творения дозволены в пищу и животные.

Впрочем, речь идет о человеке, который достоин этого высокого имени. Современные же люди не всегда понимают, чем человек отличается от животного, поэтому им кажется неэтичным употреблять животных в пищу — всё равно, что поедать себе подобных. В целом, они не очень далеки от истины. В Талмуде (Псахим 49 б) сказано, что ам а-арецу (невежде, человеку, который не учит Тору) не дозволено есть мясо. Это может только увеличить его душевную грубость, то есть усилить в нем «животное начало». С другой стороны, единственная возможность для животного «перейти» на более высокий духовный уровень — это стать пищей для человека.

Тора запрещает нам причинять напрасные страдания животным и предписывает избавлять их от таких страданий, но она не запрещает нам пользоваться животными в своих целях. Тем не менее, мы должны чувствовать ответственность за своих домашних животных, заботиться о них. В Талмуде (Брахот 40а) сказано, что человек не должен есть сам, пока не накормит домашних животных.

Иногда бывает полезно держать дома животных — забота о них, например, может помочь детям обрести эмоциональную устойчивость и бОльшую уверенность в себе. Нужно только стараться избегать распространенной в современном мире ошибки и видеть различие между животными и человеком, не относиться к ним, как к «себе подобным».

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Пути праведников. Милосердие

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.