Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять?

Темы: Свобода выбора, Вера и упование, Чувства и разум, Рав Зеев Урман

Отложить Отложено

Добрый день! Когда по какому-то вопросу ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять? Уму или чувству? Спасибо.

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Когда мы хвалим другого человека за разумный поступок, то имеем в виду, что, вместо того, чтобы действовать спонтанно и импульсивно, он смог принять серьезное и обдуманное решение, пусть непростое, но верное. Принял в расчет все «за» и «против», не поддавшись испытываемому в данный момент влечению. Иными словами, сделал как надо, а не как хочется. Подобно курильщику, который решил расстаться с сигаретой и силой разума поборол зависимость. В подобных случаях, конечно же, следует идти за разумом.

Но иногда бывает и так, что, следуя здравому прагматичному подходу, мы не имеем больших шансов на успех, а интуиция подсказывает верный шаг.

И, действительно, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось идти на определенный риск, принимать нестандартные решения, порой странные для окружающих, которые отказывались видеть в этом шаге минимальный здравый смысл. Иногда эти решения приводили к неожиданно удачному результату, вызывая уважительное восхищение. А иногда… вместе с потерянными средствами и временем мы теряли в глазах окружающих и свою добрую репутацию.

Универсального и однозначного ответа, как поступать в подобных случаях, конечно же, быть не может. Тем не менее, важно одно: всё зависит от того, ЧЕМ мы будем руководствоваться в своем выборе! Далеким от реальности воображением или четким и ясным мировоззрением Торы.

Например. Некто, испытывающий в данный момент финансовые затруднения, искал возможность улучшить свое материальное положение. У него возникли две идеи. Обе, согласно прагматичной логике и здравому смыслу, не предвещали позитивного результата.

Идея первая. Отправиться в казино, задействовав хитроумную тактику ставок. Или же приобрести лотерейные билеты на все оставшиеся сбережения, выиграть (как мечтается), 25 миллионов, одним махом решив все свои материальные проблемы.

Идея вторая. Положиться на слышанное от знакомого раввина обещание Торы, что материально благополучие гарантирована тому, кто четко отделяет десятую часть своих доходов на добрые дела — маасер. Или даже начать отделять пятую часть доходов. В этом случае Тора обещает нам процветание и обогащение.

В обоих случаях сегодняшний трезвый разум требует остановиться и не делать «необдуманных» шагов. Во втором случае даже больше, чем в первом. Поэтому человек светский, неверующий, вряд ли выберет вариант с маасером. Человек прагматичный вряд ли будет играть в рулетку. Только тот, в ком кипит кровь азартного игрока, решится на вложение всех своих средств в это сомнительное предприятие вопреки всем реальным шансам, но это уже из области клиники.

Тот же, для кого упование на Всевышнего стало составной частью мировоззрения, всегда будет ориентироваться в своих решениях на путь, указанный Торой, законы которой прояснили нам наши святые мудрецы. Вне всякой зависимости от того, насколько «разумно» или «неразумно», «логично» или «нелогично» это будет выглядеть в глазах окружающих и даже в его собственных глазах! Как верно кто-то заметил: если в пятницу после обеда, в самый разгар торгового дня на Манхеттене, вы видите хозяина, поспешно закрывающего на целые сутки свой магазин, то одно из двух: либо это просто сумасшедший, либо это соблюдающий еврей.

Нужно заметить: в рассматриваемом примере желание поправить свое материальное положение никогда не будет определяющей причиной отделения маасера. Принципиальная причина отделения — мицва, заповедь. Обещание процветания лишь сопровождает мицву как бонус. И самое замечательное: даже если ожидаемое богатство так и не придет (ведь у Всевышнего на каждого из нас свои планы), верующий еврей никогда не пожалеет о своем выборе. Ведь самое главное достигнуто — он выполнил волю Всевышнего!

С уважением, Зеев Урман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.