Темы: Красота, Испытание, Пророчество, Египет, Фараон, Авраам, Рамбан, Сара, Раши, Вера, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин! Почему Аврам из-за голода стал рисковать Сарай? Тем более, голод был только в одной этой стране? Фараон страдал из-за его обмана — в чём справедливость? Александр
Уважаемый Александр!
Вы спрашиваете: почему Аврам из-за голода стал рисковать Сарай? Тем более, если голод был только в одной стране? Фараон страдал из-за его обмана — в чём справедливость? Попробую ответить Вам, основываясь на том, что смог найти в толкованиях комментаторов.
Напомню, Тора говорит так: «И был голод в той стране, и сошел Аврам пожить в Египте, ибо тяжел был голод в той стране. И было, когда близко подошел он к Египту, сказал он Сарай, жене своей: “Вот я узнал, что ты женщина прекрасная видом. И может быть, когда увидят тебя египтяне и скажут: это жена его, то меня убьют, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, чтобы мне хорошо было ради тебя и чтобы душа моя жива была благодаря тебе”» (Берешит 12:10-13).
Вполне возможно, что, когда Тора подчеркивает: «и был голод в той стране…» (там же 12:10), она исключает только Египет. И это очень естественно, ведь в Египте, как известно, вообще не идут дожди. Земля в Египте орошается при разливе Нила, и в то время, когда в Земле Израиля засуха, там может быть обильный урожай. Вероятно, во всех областях, смежных с Землей Израиля тоже был голод, а что происходило в далеких странах, таких, как Междуречье, Авраам знать не мог, да и идти туда далеко…
В Земле же Израиля оставаться было нельзя, «ибо тяжел был голод в той стране» (там же). Наверняка Авраам оставался в ней до последнего, ведь Б-г сказал ему, что отдаст эту землю его потомству (там же, 12:7), и покинул ее только тогда, когда не оставалось иного выхода.
Сказать правду Авраам тоже не мог. Ведь Сара была необычайно красива, перед такой красотой жители Египта (выглядевшие в те времена не лучшим образом) не смогли бы устоять. Связь с замужней женщиной у тех народов была строжайше запрещена, они еще не успели забыть, что из-за распущенности подобного рода начался Потоп. Убийство же не считалось столь страшным преступлением, да и было в их глазах быстрым решением проблемы, в результате которого Сара становилась свободной навсегда.
Кроме того, согласно представлением тех времен, Авраам заслуживал смерти за то, что посягнул на такую «неземную» красоту, достойную лишь богов или Фараона, тоже обладавшего в глазах египтян божественной сущностью (Мальбим). Представившись же ее братом, Авраам, наоборот, приобретал всеобщее уважение и оказывался под покровительством Фараона, так, что никто не осмелился бы причинить ему зло. Это давало ему возможность тянуть время, требуя от Фараона непомерные по цене подарки и бесконечно торгуясь.
Мы с Вами должны согласиться с тем, что опасность, которая грозила Саре, была заведомо меньшей любой другой опасности. Нельзя забывать также о том, что Сара была чрезвычайно праведной женщиной. Ее пророческий дар был выше, чем у Авраама (см. Раши на Берешит 21:12). Это она сказала ангелу: «Бей!», когда Фараон осмелился к ней прикоснуться (Раши 12:17). Определенно, Сара рисковала гораздо меньше Авраама.
Вполне возможно также, что Авраам не имел никакого представления ни об уродливости, ни о чрезвычайной распущенности жителей Египта, пока не подошел к границам этой страны (Радак). Согласно комментариям наших мудрецов, Авраам даже не догадывался, насколько прекрасна Сара, пока не приблизился к Египту (см. цитату выше: «Вот я узнал, что ты женщина прекрасная видом»; Мидраш Танхума, Лех Леха 5). А в тот момент возвращаться было уже поздно. Известно также, что первоначальным планом Авраама было скрыть Сару от египтян (см. Раши 12:14).
Фараон же был наказан за то, что забрал Сару в свой дворец против ее воли и попытался силой овладеть ею. Были наказаны и его домашние — те, кто помогал ему в этом «предприятии».
И, все же, несмотря ни на что, один из величайших мудрецов и комментаторов Пятикнижия Рамбан обвиняет Авраама в том, что, покинув Землю Израиля, он спустился в Египет и, опасаясь за свою жизнь, подверг Сару опасности. Согласно мнению Рамбана, это поведение Авраама было серьезной ошибкой, вызванной недостатком веры. Впрочем, мудрецы в трактате Авот (5:3) говорят, что Авраам с честью выдержал все выпавшие на его долю испытания. Давайте и мы с Вами будем так считать, ведь мы его потомки!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Зеев Урман
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.