Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как душа может чувствовать боль и мучиться в Аду, если у нее нет нервных окончаний?

Темы: Ад, Суббота, Душа, Наслаждения, Будущий мир, Духовность, Жизнь, Материальность

Отложить Отложено

Шалом вам, уважаемые мудрецы Торы. Меня давно интересует, как может мучиться и чувствовать боль в аду душа, которая не имеет нервных окончаний? Андрей Юрьевич

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Андрей Юрьевич!

Спасибо за интересный вопрос. Говорят наши мудрецы, благословенной памяти: «Огонь — это одна шестидесятая Ада». То есть Ад «жжет» намного сильнее известного нам огня (комментаторы отмечают, что слова «одна шестидесятая» не следует понимать буквально; имеется в виду, что наш огонь даёт некое отдаленное представление об Аде).

На первый взгляд это непонятно: душа — это духовная, то есть нематериальная сущность. И, соответственно, Ад — понятие духовное. И, если так, то о каком адском огне и связанных с ним страданиях может идти речь? Ответ: важно отметить, что наш язык состоит из слов, обозначающих, главным образом, реалии мира материального. Поэтому само собой разумеется, что, если мы захотим описать реалии духовные, — столкнемся с проблемой. Язык не предназначен для этого.

Решение: употреблять слова, обозначающие реалии материального мира, понимая, что это только аллегории, которые призваны дать нам некоторое представление о духовной реальности. Так, если нам говорят, что в аду есть огонь и душа страдает от него, то следует понимать: речь идёт о сильнейших духовных страданиях. Так как в материальном мире страдания, причиняемые огнем, огромны.

Немного иначе объясняет это раби Элияу-Элиэзер Деслер: «…из-за того, что человек, состоящий из тела и души, не может воспринять своей мыслью страдания души, отделенной от тела, нам объяснили аллегорически, а именно: что в Аду душе на самом деле больно, в несколько раз больнее, чем телу при сожжении, и душа испытывает огромные страдания… И это ужасно — страдание от утраты духовности». Далее он пишет о том, что человек особенно эффективно воспринимает именно образы.

Возможно, эти объяснения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Кроме того, чтобы нам было легче воспринять идею духовных страданий, отмечу, что и в нашем материальном мире боль не всегда связана с нервными окончаниями. Так, человеку бывает больно от какой-либо утраты. Или даже, сочувствуя чьей-то физической боли, человек испытывает боль духовную.

Вспомним советскую классику: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО за бесцельно прожитые годы». Кстати, возможно, это и есть мучения Ада: когда душе открывается истина и она понимает, что жизнь прошла впустую, но исправить уже ничего невозможно.

Закончим на оптимистической ноте. Ведь Ад в любом случае — только на какое-то время, а потом душа удостоится вечной жизни в Грядущем мире. И сказали наши мудрецы, что один час наслаждения в Грядущем мире больше всех удовольствий этого мира. Тут тоже идёт речь о блаженстве духовном. И тут тоже можно найти — в нашем мире — примеры удовольствий, не связанных со зрительными, слуховыми, вкусовыми и т.п. рецепторами.

Кстати, здесь напрашивается интересное замечание: удовольствия, которые принято считать духовными, такие, как удовольствие от музыки, живописи и т.п., на самом деле не на сто процентов духовные, ведь в восприятии произведений этих искусств участвуют нервные окончания. Чисто духовное наслаждение человек испытывает, например, помогая ближнему или постигая какую-то интересную идею. Так, царь Давид в Тэилим, воспевая Тору, говорит, что она слаще меда.

Ещё один хороший пример — это наслаждение субботой. Я не имею сейчас в виду субботние трапезы. Высказывание наших мудрецов об Аде, приведенное выше, имеет продолжение: «Суббота — это одна шестидесятая Грядущего мира». Действительно, евреи, по-настоящему соблюдающие субботу, свидетельствуют о блаженстве, которое невозможно описать словами, так как оно не связано с материальными ощущениями.

Возьмём же на вооружение образы, приведенные нашими мудрецами, чтобы они помогали нам избегать греха и выполнять заповеди.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.